Чтобы Севморпуть (СМП) развивался, бизнес должен четко понимать, какой стратегии будет следовать государство, а также представлять все перспективные возможности этой транспортной артерии. Такое мнение ТАСС высказал председатель Делового совета Госкомиссии по развитию Арктики Сергей Шишкарев.
"Многие сейчас говорят, что транзит грузов по СМП может стать альтернативой и быть конкурентным транзиту грузов через Суэцкий канал. Ключевое его преимущество - в разнице расстояний: от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути - свыше 14 тыс. км, а через Суэцкий канал - свыше 23 тыс. км, - отметил Шишкарев. - Но для нас СМП как туз в рукаве. Преимущество, которое есть, но которым мы пока в силу определенных причин почти не пользуемся".
По его мнению, одним из наиболее слабых звеньев СМП остаются арктические порты, за исключением расположенных в его западном секторе Дудинки и строящейся Сабетты. "По мере реализации Комплексного проекта развития Северного морского пути на рубеже 2030-2035 гг. руководству страны придется принимать решения относительно приоритетов и ключевых направлений развития СМП", - отметил Шишкарев.
Среди возможных решений, по мнению эксперта, три основных варианта, в частности: сосредоточение усилий на развитии морской транспортной инфраструктуры в западном секторе СМП, где в долгосрочной перспективе прогнозируется расширение добычи природных ресурсов и их морского вывоза. Другая возможность - это реализация амбициозного проекта "сквозной" навигации по СМП. Третий вариант промежуточный - это поступательное развитие инфраструктуры восточного сектора СМП, "следующее" за долгосрочными прогнозами экономического развития в восточном секторе Арктики.
"Для того чтобы, бизнес охотно инвестировал в развитие СМП, деловое сообщество должно понимать, какую долгосрочную стратегию выбрало государство, по какому из трех вариантов пойдет развитие СМП. И наше мнение таково: необходимо еще раз проанализировать множество факторов, и мы обращаем на это внимание Госкомиссии и предлагаем провести специальные исследования", - пояснил Шишкарев.
В качестве направлений глава Делового совета назвал оценку долгосрочных потребностей и условий обеспечения конкурентоспособности морского транспортного обеспечения промышленных комплексов в восточном секторе Арктики, оценку перспективных потребностей и возможностей для расширения экспорта по СМП продукции промышленных комплексов западного сектора Арктики в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
ТАСС