Власти Узбекистана разрешат вывозить на экспорт овощи и фрукты грузовыми машинами, но это возможно будет осуществлять только нескольким предприятиями, получившими официальное разрешение. Об этом распространило сообщение российское издание "Спутник".
Ранее сообщалось, что согласно 249-му постановлению, подписанному премьер-министром Узбекистана Шавкатом Мирзиеевым 28 августа, с 1 сентября запрещен экспорт автотранспортом овощей, фруктов, картошки, бахчевых культур и винограда.
В постановлении подчеркивается, что с 1 сентября полностью запрещен вывоз этой продукции за границу грузовыми машинами, и теперь экспорт может осуществляться только акционерной компанией "Узбекистон темир йуллари" (Железные дороги Узбекистана) или предприятиями воздушного транспорта.
Согласно официальному разъяснению этому запрету, целью является остановить "нечистоплотных экспортеров", вывозящих сельхозпродукцию Узбекистана за границу, в первую очередь в Казахстан, без уплаты налогов и таможенных пошлин, привлечь их к ответственности и сделать прозрачным экспорт.
Это постановление правительства стало причиной недовольства фермеров, занимающихся выращиванием овощей и фруктов.
- Оставить экспорт только воздушным или железнодорожным транспортом означает для нас лишение лицензии. Потому что у меня сейчас готово 10 тонн винограда, который я собирался на машине везти в Россию через Казахстан. Это постановление закрывает дорогу. Потому что для перевозки поездом я должен заказать вагон на 60 тонн, у меня нет столько фруктов, и расходы в таком случае себя не оправдают, - рассказал фермер, беседовавший с радио "Озодлик" в сентябре.
Выразившие свое отношение к этому постановлению эксперты подчеркнули, что такое решение властей противоречит законам рыночной экономики, потому что от экспорта поступает валюта.
Фермеры Узбекистана выращивают овощи и фрукты на экспорт, планируя быструю доставку урожая в Россию и Казахстан на грузовых автомашинах.
Данное постановление стало причиной появления слухов о том, что правительство хочет превратить компанию "Узбекистон темир йуллари" в монополиста по перевозкам овощей и фруктов. В связи с этим высказывались опасения в том, что фермеры, которые будут не в силах осуществлять экспорт железнодорожным или воздушным транспортом, разорятся.
Но сейчас, по-видимому, узбекские власти нашли срединный путь. В сообщении российского издания "Спутник" говорится, что с 1 января 2016 годаразрешат вывозить на экспорт овощи и фрукты грузовыми машинами. Перечень компаний, которые смогут воспользоваться льготой, уже подготовила рабочая группа по решению вопросов рационального использования на внутреннем рынке и организации экспортных поставок плодов, овощей, бахчи, картофеля и винограда, но правительство его пока не опубликовало.
Такое ограничение на экспорт овощей и фруктов грузовыми машинами порождают озабоченность среди фермеров и возникают вопросы: "Можем ли и мы получить разрешение на вывоз овощей и фруктов грузовыми машинами?", "Если же такого разрешения нам не дадут, не приведет ли это к тому, что имеющие разрешение монопольные фирмы будут выкупать у нас продукцию по заниженным ценам, и мы опять окажемся в проигрыше?"
Биржевой Лидер