Кабардино-балкарский завод по производству газовозов и бензовозов "Троттер" метит в программу Минпрома по развитию промышленности на Северном Кавказе. Сейчас компания наращивает продажи на кризисе: иностранные конкуренты остались не у дел из-за роста валюты.
ООО "Троттер" - это машиностроительное производство. Завод расположен в Чегеме, в Кабардино-Балкарии. Компания вышла на рынок в 2006 году и все годы, независимо от экономической ситуации, наращивала продажи. Техника, которую производит "Троттер", востребована в любой кризис. Это машины для перевозки топлива - газовозы, бензовозы.
В 2014 и текущем 2015 году многие рынки значительно упали, но топливо в выгодной роли. Производство автобензинов в РФ за 2014 год снизилось по сравнению с 2013 годом, но не намного - на 1,1% до 38,294 млн. тонн, по данным ?Центрального диспетчерского управления ТЭК. А потребление газа в России в прошлом году составило 521 ?млн. тонн н.э. в год, рост с 1985 года по 2014 год - 16,8%, по данным открытых источников.
По словам управляющего предприятием Анзора Тхамокова, сегодня в условиях развития газификации отдаленных населенных пунктов в регионах России газовое оборудование и техника показывают рост. Именно газовозы - драйверы роста компании.
"До конца 2014 года нам приходилось конкурировать с импортными производителями и поставщиками газовозов и бензовозов. Например, с машинами из Турции. Иностранной технике доверяли и часто не рассматривали российские аналоги. После роста валюты многие компании-покупатели обратили внимание на отечественных машиностроителей. К этому времени у вас уже было отлично налаженное производство, "выращенные" инженеры и сборщики, сильный отдел продаж. Спрос увеличился, и теперь мы можем строить крупные планы по развитию", - говорит Анзор Тхамоков.
Сейчас кабардинский машиностроитель производит пять-шесть единиц техники в месяц. Все по заказу. Сборка одной машины занимает от 20 до 30 дней. Сейчас Анзор Тхамоков готовит документы и предложения для вступления в программу Министерства промышленности России по развитию импортозамещающего производства. Суть предложения в том, что предприятие может нарастить мощности до 100 единиц техники в месяц. Проект предполагает строительство нового производства и трудоустройство 400 человек. Сейчас на предприятии заняты 70 человек - жители КБР. На амбициозные планы нужно около 4 млрд. рублей.
"В успешности такого предприятия я уверен, рынок показывает, что спрос будет и на 100 единиц техники в месяц. Что касается кадрового вопроса - здесь сложнее, но у нас уже есть система обучения сотрудников. Мы отправляем новых специалистов обучаться, приглашаем тренеров. С этим проблем тоже не возникнет. Думаю, что пакет предложений мы подготовим и направим в Минпром уже до конца года. Если ведомство одобрит и поддержит проект, то мы сможем начать расширение уже к середине 2017 года, по нашим прогнозам", - говорит Анзор Тхамоков.
Хотя импортозамещение пока не выходит полным, говоря о сборке: на 75-80% машины "Троттера" состоят из отечественных деталей, но также используются европейские и турецкиекомплектующие. Подходящих аналогов в России нет.
Основные покупатели техники "Троттер" в северных и дальневосточных регионах России, где многие районы имеют низкий уровень газификации. Газовозы продаются через дилерские центры. По словам Анзора Тхакомова, машиностроение в этой сфере выгодно - рентабельность 20-30% и рынок не собирается падать.
Юрий Коков, глава Кабардино-Балкарии: "Продолжение курса на импортозамещение отвечает интересам регионов России. Мы заинтересованы в дальнейшем наращивании усилий по созданию благоприятных условий ведения предпринимательства, новых высокопроизводительных рабочих мест, улучшению инвестиционного климата и реализации программ повышения эффективности бюджетных расходов".
Лев Кузнецов, министр по делам Северного Кавказа: "Среди объективных достижений и положительных тенденций в социально-экономическом развитии Северо-Кавказского округа можно отметить, как я говорил, ежегодный рост внутреннего регионального продукта. Если в 2012 году он был 1,2 трлн. рублей, то в 2014-м - уже 1,45 трлн. рублей. По итогам первого полугодия 2015 года индекс промышленного производства у нас вырос на 3,2 процента; по сельскому хозяйству - на 1,8 процента. По итогам 2014 года рост инвестиций в основной капитал составил 9,1 процента в сопоставимых ценах. Мы имеем позитивную динамику, что намного лучше среднероссийских показателей, потому что там, к сожалению, мы имели в прошлом году отрицательные цифры. Сегодня мы рассматриваем вопрос по привлечению инвестиций и формированию инвестиционного климата на Кавказе: наверное, несмотря на сложности в инвестиционных процессах и определенные проблемы, это является все-таки ярким свидетельством той государственной политики, которая проводится в данном регионе. И то, что сегодня ситуация реально кардинальным образом меняется, - факт, который уже никто не может отрицать".
Kavkaz Today