Вывод американской авиабазы из Кыргызстана, присоединение республики к ЕАЭС, а также санкции против России поставили грузоперевозчиков в тяжелое положение, передает радио Азаттык.
По данным Ассоциации грузоперевозчиков, в республике насчитывается около 70-75 тысяч водителей грузовых автомашин, занимающихся коммерческими перевозками. Около 60-65 тысяч человек заняты внутренними перевозками, 10 тысяч - международными.
По словам главы ассоциации Темирбека Шабданалиева, вышеозвученные цифры могли претерпеть измененич в сторону уменьшения, поскольку в отрасли нарастает кризис.
"Сейчас многие водители оставляют свои грузовики на стоянках и в гаражах и уезжают домой - в регионы. Оставшиеся подолгу простаивают без работы, бывает, по несколько недель. Сейчас сократились объемы перевозок, стало меньше заказов", - пояснил глава ассоциации.
Тяжелая экономическая ситуация привела к тому, что около 10% водителей лишились работы, а значит, и средств для обеспечения своих семей.
Темирбек Шабданалиев отметил, что черная полоса для отечественных грузоперевозчиков началась в прошлом году - сразу после вывода американского Центра транзитных перевозок (ЦТП) из Бишкека.
Он пояснил, что функционирование базы обеспечивало 2-3 тысячи водителей контрактами на перевозку грузов международной коалиции из Афганистана на ЦТП "Манас" и в обратном направлении. Благодаря этим контрактам осуществлявшие перевозки водители сумели обновить свой автопарк, купив подержанные, но крепкие, комфортные грузовики зарубежных марок.
"После вывода базы эти перевозки прекратились. Но существует соглашение о наземной перевозке грузов международной коалиции из Афганистана в Европу, заключенное между нашей страной и НАТО. Однако, почему-то нашим грузоперевозчикам этой возможности не дали, все поставки по неизвестной причине осуществляются через соседний Узбекистан", - рассказал глава ассоциации.
Вторым фактором послужило введение санкций против России со стороны Евросоюза. По словам Темирбека Шабданалиева, отечественные грузоперевозчики стали испытывать трудности при перевозке грузов в обоих направлениях - из Кыргызстана в Европу через Россию и обратно:
- Мы раньше возили в Европу продукты сельского хозяйства, оттуда - оборудование и стройматериалы. Последних мы много возили из России, но из-за стагнации в нашем строительном секторе стало хромать и это направление. В общей сложности объем грузовых перевозок уменьшился на 30%, что вызвало резкое сокращение доходов водителей.
Среди других причин глава ассоциации назвал вступление Кыргызстана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), что привело к сокращению перевозок из Китая и других стран, не входящих в альянс.
В интервью одному из местных СМИ эти сведения ранее подтвердил исполнительный директор Ассоциации международных автомобильных перевозок (АМАП) Темир Ниязбеков. Он признал, что международные перевозки стали убыточными, поэтому сами перевозчики должны ориентироваться на внутренний рынок или искать способы заработать в других сферах. По оценкам АМАП, объем перевозок упал на 30-50%.
РЖД-Партнер