По словам одного из челнинских автоперевозчиков, местные транспортные компании фактически являются экспортерами услуг. Почти 85% их заказчиков из других регионов. Они возят грузы из Москвы, Санкт-Петербурга, с Урала, из Башкирии... Работают там, где тарифы выше по сравнению с нашими. В то же время автоперевозчики, доставляющие грузы в Набережные Челны и Татарстан из крупных городов, из портов транзитом захватывают местные грузы. Так сложился рынок грузовых автоперевозок. Но в последнее время он заметно меняется.
Если раньше шел большой поток импорта, то в связи с санкциями и политикой импортозамещения он сократился почти в два раза. Соответственно, и транзитных автоперевозчиков стало появляться меньше. А потребность в грузоперевозках не уменьшилась. Машин не хватает, а грузы возить надо, поэтому рынок должен начать "регулировать тарифы" в сторону увеличения и в Татарстане. Тарифы эти практически не менялись с 2010 года. Как заметил один руководитель транспортной компании, сейчас многие из них работают, "проедая свою амортизацию, не обновляя технику". А когда нужно будет работать "очень мощно", то может случиться так, что нужной техники не будет даже у крупных компаний. Не говоря уже о микробизнесе, который практически умирает. Ведь мелкие автоперевозчики не имеют права напрямую заключать договоры с теми предприятиями, которые работают с НДС. А сейчас еще их добивает система "Платон".
- В нашем регионе не хватает порядка 400-500 машин, - конкретизирует ситуацию президент Ассоциации грузовых автоперевозчиков г. Набережные Челны и региона "Закамье" Леонид Штейнберг. По его словам, с рынка ушло порядка 40% перевозчиков. В основном это те, кто имеет 1-2 машины. Потому что обременение для них становится неподъемным - это уже и упомянутая система "Платон", и весовой контроль. Кстати, из-за того же весового контроля транзитники стараются объезжать Татарстан. А объем грузов в нашем регионе растет благодаря развитию "Нижнекамскнефтехима", ОЭЗ "Алабуга", Камским Полянам и в какой-то мере Набережным Челнам. Например, когда заработает завод "Хайер", то надо будет перевозить огромное количество холодильников. В текущем году в планах китайцев выпустить в Челнах 90 тысяч холодильников, в 2017 - 250 тысяч, а в дальнейшем наращивать производство до 500 тысяч в год.
В такой ситуации, считает Леонид Штейнберг, нужно договариваться с властями о конкретных мерах поддержки перевозчиков и освобождении их от поборов.
Челны Лтд.