Целесообразность присвоения сахалинскому Невельску статуса Свободного порта обсудили представители Фонда развития Дальнего Востока и АО "Корпорация развития Сахалинской области".
Участники совещания в Невельске направят в Минвостокразвития обращение с перечнем инвестиционных проектов по развитию портовой инфраструктуры Невельска и экономическим обоснованием необходимости присвоения Невельскому морскому порту статуса Свободного порта. Как напомнили в мэрии города, о том, что Невельск имеет высокие шансы стать порто-франко, заявил в марте 2016 года полпред в Дальневосточном федеральном округе - вице-премьер РФ Юрий Трутнев.
В соответствии с расчетами областного правительства, особый режим Невельского морского порта позволит реализовать ряд проектов, которые связаны с расширением грузоперевозок, развитием рыбного промысла, организацией судоремонта и судостроения.
Как отмечают в администрации Невельского городского округа, предполагалось, что на Сахалине статус Свободного порта получат как портовый город Корсаков, так и Невельск. Между тем, согласно принятым в июле поправкам в ФЗ "О Свободном порте Владивосток", соответствующий режим в Сахалинской области распространен только на территорию Корсаковского порта.
При этом в Корсаковском порту построят 300-метровый пирс, позволяющий судам швартоваться с двух сторон. Пирс будет установлен на сваях по южнокорейской технологии, она применялась при возведении причала на Итурупе. Статус Свободного порта дает новые возможности для реконструкции порта и строительства инфраструктуры рыбной биржи.
Помимо Корсакова, на Дальнем Востоке особый статус получили порт Ванино (Хабаровский край), Певек (Чукотка), Лазовский район (Приморье), а также Петропавловск-Камчатский. Единым органом управления Свободного порта Дальнего Востока станет Наблюдательный совет.
По словам главы Невельского городского округа Владимира Пака, сегодня портовая зона в Невельске - одна из наиболее динамично развивающихся в регионе, у нее есть огромный экономический и инвестиционный потенциал. Статус Свободного порта поможет порту стать дополнительной точкой роста для экономики и торговых связей не только муниципального района, но и всей Сахалинской области.
У компаний, арендующих причалы Невельского порта, уже сейчас имеется целый ряд проектов, которые связаны с развитием многих направлений. Это увеличение объемов перевозок и расширение перечня номенклатуры перерабатываемых грузов, рыбный промысел и рыбопереработка, организация судоремонтной базы и судостроения.
ООО "Невельский судоремонт" совместно с южнокорейской HanJoong Ship Machinery рассматривает возможность строительства предприятия по ремонту и строительству среднетоннажных и маломерных рыбопромысловых судов. Новое производство планируется создать на площади 4 га прямо в порту Невельск. Руководитель проекта Константин Левченко рассказал Gudok.ru, что "Невельский судоремонт" уже получил предварительное согласие семи рыбопромышленных предприятий Сахалина, Магаданской области и Хабаровского края на заказы 27 среднетоннажных рыболовных траулеров длиной до 60 м и шириной до 16 м.
Как отметил Владимир Пак, исторически рыбная отрасль Сахалинской области была сосредоточена именно в Невельске. Порядка 200 рыболовных судов базировалось в Невельском морском порту, а на местном судоремонте работало более 1 тыс. человек.
Кстати, в настоящее время на Сахалине идет эксперимент в области прибрежного рыболовства. В регионе предлагается изменить систему управления прибрежным рыболовством в 6-мильной зоне с тем, чтобы расширить возможности ведения промысла для местного населения. По предварительным оценкам, рыбаки смогут дополнительно вылавливать 30-40 тыс. т рыбы. Правительство Сахалинской области в свою очередь готово предоставить механизмы поддержки строительства флота для прибрежного лова - небольших судов размером до 24 м.
Другойбольшой проект в Невельске вынашивает угледобывающее ООО "Горняк-1" и аффилированное с ним ООО "Горняк-2" (оператор портовой деятельности). Его реализация предусматривает обустройство площадки на отсыпанной в море вдоль прибрежной полосы территории площадью около 120 тыс. кв. м и пирса длиной 300-350 м. На территории будущего комплекса, помимо прочих объектов, планируется разместить угольный склад (на первом этапе - для одновременного хранения 25 тыс. т топлива), на пирсе установить конвейерный погрузчик закрытого типа для загрузки угля на суда.
Предполагается, что из северных районов Сахалина угольная продукция будет доставляться железнодорожным транспортом, а добытая на территории Невельского района - грузовыми автомобилями. В новом портовом терминале также будет оборудован железнодорожный тупик, установлено оборудование для защиты от угольной пыли, предполагается использовать вагоноопрокидыватель.
Комплекс расположится в 4 км от города. Для этого будут расширены границы Невельского морского порта, рассказали в ООО "Горняк-1". В 2016 году проект нового терминала планируется закончить и провести общественные слушания, а в 2017-м пройти Главгосэкспертизу и приступить к строительным работам. Перегрузочный комплекс будет построен к 2019 году, а еще через год, уточнили в компании, он выйдет на проектную мощность в 2,5 млн т ежегодно. При этом будет перегружаться не только угольная продукция, но и другие грузы.
Для создания нового терминала расширят границы Невельского морского порта. Строительство перегрузочного комплекса оценивается в более чем 5 млрд руб. В финансировании, помимо "Горняка-1", предполагается участие Фонда развития Дальнего Востока.
Гудок