Согласно финансовым результатам за последний квартал, из 12 крупнейших компаний, занимающихся морскими грузоперевозками, у 11, включая лидера рынка Maersk Line, огромные убытки, а несколько менее крупных грузоперевозчиков находятся на грани банкротства. По оценкам экспертов, причины, которые стоят за этим,- сокращение объемов торговли после мирового финансового кризиса и избыток контейнерного парка.
Наглядным подтверждением той тяжелой ситуации, в которой сейчас находятся морские грузоперевозки, стало банкротство одного из крупнейших в мире грузоперевозчиков, южнокорейской компании Hanjin Shipping. Компания объявила себя банкротом 31 августа, из-за задолженности по платежам торговые порты мира отказались впускать ее суда. В результате теперь на 66 судах компании, застрявших в морях, лежат грузы на $14,5 млрд без возможности разгрузки. Но, как сообщает The Economist, Hanjin Shipping не одинока в такой ситуации. Из 12 крупнейших грузоперевозчиков, опубликовавших недавно квартальную отчетность, 11 компаний сообщили об огромных убытках, в то время как менее крупные компании вообще находятся на грани банкротства. По оценкам консалтинговой компании Drewry, за год индустрия морских грузоперевозок может потерять до $10 млрд при выручке $170 млрд.
Третий по величине в мире морской грузоперевозчик, французская компания CMA CGM сообщила об убытках за первое полугодие в размере $128 млн. Датская Maersk Line, к которой как к лидеру рынка приковано наибольшее внимание, потеряла за полугодие $107 млн и по итогам года будет в убытке. В текущем году компания теряла $11 на отправке каждого контейнера, что не так уж много, если сравнивать с Hanjin Shipping, потери которой достигали $100 на каждый контейнер. Тем не менее это никак не устраивает руководство и инвесторов датской компании, которые сейчас рассматривают вариант разделения конгломерата Maersk Group на две отдельные компании (одна займется морскими грузоперевозками, терминалами и логистикой, вторая - нефтедобычей и разведкой), чтобы не вытягивать убыточные направления за счет денег инвесторов в прибыльных подразделениях.
Эксперты называют две главные причины, которые стоят за этим плачевным положением в индустрии. Во-первых, после финансового кризиса объем торговли в мире сократился, и в 2015 году впервые за последние 60 с лишним лет мировой ВВП рос быстрее, чем объем контейнерных перевозок. Кроме того, сказались слабый экономический рост и укрепление тенденции к локализации производства многонациональными компаниями. Во-вторых, контейнерный флот слишком разросся, и от этого обвалились цены на перевозку грузов. Сейчас отправка контейнера из Шанхая в Европу стоит вдвое дешевле, чем даже в 2014 году. Как отмечает The Economist, индустрия морских грузоперевозок не в первый раз переживает кризис, но этот - один из самых тяжелых по своей длительности и глубине.
Коммерсантъ