На 2018-2022 годы намечено строительство железнодорожной магистрали по маршруту Обская - Салехард - Надым - Хорей - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево общей протяжённостью 707 км и прилегающей инфраструктуры. Об этом сообщает газета Гудок.
Эти работы предусмотрены соглашением о совместной реализации проекта Северного широтного хода, которое заключили ОАО "РЖД" и правительство Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО).
По прогнозу, объём перевозок по Северному широтному ходу, преимущественно газового конденсата и нефтеналивных грузов, составит 23,9 млн тонн.
Соглашение разделяет сферы ответственности между ОАО "РЖД" и правительством ЯНАО. Проект будет реализован с привлечением средств инвесторов по концессионной схеме.
"Для ОАО "РЖД" это будет первый проект по схеме концессии. По сути, компания делает реальный шаг в сторону частно-государственного партнёрства в области строительства железнодорожной инфраструктуры, - прокомментировал подписание соглашения президент ОАО "РЖД" Олег Белозёров. - Мы рассчитываем не только на успешную реализацию крупнейшего транспортного проекта на севере страны, но и на дальнейшее распространение этой модели сотрудничества в строительстве других инфраструктурных объектов".
Комплект документов о заключении концессионного соглашения, включая его проект, бизнес-план, финансовую модель проекта, будет направлен на рассмотрение в Правительство РФ для принятия решения о заключении концессии. Концессионер должен будет взять на себя строительство за счёт собственных и привлечённых средств железнодорожной части мостов с подходами через Обь и Надым, а также участка железной дороги Салехард - Надым (Хорей). ОАО "РЖД", со своей стороны, реконструирует участок Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево. ЯНАО берёт на себя возведение автомобильной части моста через Обь, а также предоставит в федеральную собственность земельные участки, необходимые для строительства магистрали, обеспечит доступ строителей к водным объектам и лесным участкам, предоставит налоговые льготы.
"Проекту Северного широтного хода много лет, он очень сложный. Для округа условия для работы созданы максимально комфортные. И любая помощь, которая нужна от нас, будет предоставлена", - подчеркнул губернатор округа Дмитрий Кобылкин.
Строительство Северного широтного хода - один из приоритетных проектов в Арктической зоне. Новая магистраль - важное условие транспортного обеспечения работ по освоению богатейших месторождений Северного Урала. Проект сформирует стратегически важный транспортный полигон, дополняющий Транссибирскую магистральс потенциалом выхода к Арктике.
"Арктический транспортный коридор откроет стране кратчайший выход к Северному морскому пути, повысит транспортную безопасность России, обеспечит своевременную и полномасштабную реализацию государственной Стратегии развития Арктической зоны РФ, укрепит наши геополитические и макроэкономические позиции в Арктике", - отметил Дмитрий Кобылкин.
Северный широтный путь свяжет Северную и Свердловскую магистрали. Как рассказал ранее на пресс-конференции начальник СЖД Сергей Кобзев, в задачу дороги в рамках глобального проекта входит усиление инфраструктуры участка Коноша - Чум - Лабытнанги. В развитие этого направления планируется вложить около 80 млрд руб. "В границах Северной дороги будет построено восемь разъездов, реконструировано шесть станций, уложено более 160 км вторых путей на участке Инта - Сейда", - отметил Сергей Кобзев.
Также предстоит оборудовать автоблокировкой 180 км участка Чум - Обская, реконструировать искусственные сооружения и усилить земляное полотно на многолетнемёрзлых грунтах, усилить устройства электроснабжения со строительством воздушных линий ВЛ-35/10 кВ на участке Воркута - Елецкая - Харп - Северное Сияние - Обская и построить дом отдыха локомотивных бригад на 100 мест на станции Елецкая.
На СЖД считают: учитывая климатические особенности региона и короткую продолжительность строительного сезона, целесообразно приступить к проектным изысканиям и строительству как можно быстрее. Если не начать проектирование в 2017 году, сроки начала пропуска заявленного объёма грузов придётся корректировать.
"Мы ожидаем, что стоимость проекта составит порядка 230 млрд руб., а объём самого концессионного соглашения - около 100 млрд руб., хотя эти цифры ещё предстоит уточнить, - сказал начальник Управления формирования, аудита и повышения эффективности инвестиционных проектов ОАО "РЖД" Юрий Бакеркин. - В концессию будет входить мост через Обь, подходы к нему, участок Салехард - Надым и мост через реку Надым. Концессионером будет специальная компания".
В проекте строительства Северного широтного хода довольно много участников, и поэтому главной задачей является структурирование, чтобы стали возможны сквозные железнодорожные перевозки. Для ОАО "РЖД" проект является интересным в первую очередь потому, что по нему предполагается перевозить высокодоходные грузы.
Гудок