Год назад в России начала действовать система взимания платы за проезд по федеральным трассам грузовиков с разрешенной максимальной массой более 12 тонн "Платон". Платить должны как российские большегрузы, так и иностранные логистические компании. Пройденное расстояние фиксируется с помощью специальных бортовых устройств БУ 1201, оборудованных системами GPS и ГЛОНАСС, либо при помощи маршрутной карты. Наличие системы отслеживается при прохождении фуры через специальные стационарные рамки на дорогах, либо мобильными комплексами - специально оборудованными автомобилями.
Подобная система давно работает практически во всех странах Европы, российский "Платон" разработан по зарубежным аналогам. Однако многие компании находят способы обойти систему и избежать оплаты, рассказал телеканалу "360" координатор автомобильного сообщества "Синие ведерки" Петр Шкуматов.
"Система контроля нормально работает только, по сути, в Московской области и в Москве. Если вы выезжайте за пределы Подмосковья, вы видите, что сеть стационарных пунктов, то есть контрольных рамок и мобильных пунктов контроля резко редеет. И, кстати, многие перевозчики в курсе всей этой ситуации и довольно много денег экономят на оплате маршрутных квитанций", - рассказал эксперт.
Это не касается компаний, которые оснастили свои автомобили GPS-приемниками, но даже при наличии бортового устройства обойти систему достаточно легко - для этого нужно просто выключить его после непосредственного прохождения контрольной рамки. Еще один классический метод обмана - грязный регистрационный номер автомобиля. Самое простое - объехать федеральную трассу по региональной дороге, где система "Платон" не действует.
Насколько распространены подобные нарушения - сказать сложно, в открытом доступе статистических данных нет, поэтому понять, сколько водителей обходят систему "Платон", нельзя.
По мнению координатора "Синих ведерок", необходимо учесть интересы водителей и перевозчиков, а не вести себя "как слон в посудной лавке".
"Основная проблема системы "Платон" до сих пор не нивелирована. У нас на рынке действуют неравные условия для разных участников этого бизнеса. В итоге получается так, что если сейчас платежи по "Платону" будут увеличены, то это весьма печально повлияет на конкуренцию в сегменте грузоперевозок. И, к сожалению, добросовестные перевозчики окажутся в заведомо проигрышной ситуации по сравнению с недобросовестными", - пояснил свою точку зрения Шкуматов.
Поспешные решения в долгосрочной перспективе могут привести к негативным последствиям как для "Платона", как системы взимания платы, так и для бизнеса подключенных к нему грузоперевозчиков, которые потеряют часть своих клиентов.
Согласно статистике Минтранса, на сегодняшний день обязательную регистрацию в системе "Платон" прошли более 262 тысяч российских и иностранных перевозчиков, в общем парке которых свыше 766 тысяч большегрузов. 87% из них оборудованы бортовыми устройствами, остальные пользователи оформляют маршрутные карты.
360tv.ru