Законопроект о лишении прав на срок от одного до полутора лет водителей, нарушивших правила дорожного движения (ПДД) три и более раз за год, скорее всего, не будет принят Госдумой до конца года, рассказали РБК два собеседника в комитете нижней палаты по законодательству.
С этой инициативой выступило весной правительство, законопроект подготовило МВД. Лишать прав предлагалось за три следующих нарушения: превышение скорости на величину более 40 км/ч; пересечение железнодорожных путей вне переезда; проезд на красный сигнал светофора; невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены; выезд на встречную полосу; поворот или разворот в местах, где это запрещено знаками или дорожной разметкой; непредоставление преимущества в движении пешеходам.
Исключение составляют нарушения ПДД, зафиксированные дорожными камерами.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что мера призвана снизить смертность от ДТП: по статистике, которая приводится в документе, в 2014 году в России в дорожных авариях погибли 27,1 тыс. человек и 252,8 тыс. получили травмы.
По данным правительства, почти 87% всех ДТП (173,9 тыс. аварий) произошло из-за того, что водители не соблюдали правила дорожного движения, и почти 40% аварий (76,9 тыс.) было совершено по вине водителей, которые неоднократно привлекались к административной ответственности. "Неоднократные правонарушения, как правило, совершает узкая категория граждан. В 2014 году 4,2 тыс. физических и юридических лиц совершили 100 и более нарушений ПДД", - говорилось в пояснительной записке.
В первом чтении проект был принят 7 октября, на сбор поправок ко второму чтению было отведено 30 дней. Но комитет по законодательству не стал рассматривать законопроект во втором чтении в ноябре и не планирует этого делать на ближайшем заседании в начале декабря.
Законопроект вызвал бурное обсуждение во время его рассмотрения депутатами в первом чтении. "Простые граждане, которые ездят не на "гелендвагенах", а на обычных российских автомобилях, будут оказываться жертвами преступлений с обычной коррупционной составляющей. Не нужно быть провидцем, чтобы отчетливо понимать, что эта норма ни к какому улучшению ситуации с аварийностью не приведет, а приведет к росту коррупционной составляющей", - говорил тогда депутат от ЛДПР Александр Шерин. Три нарушения в год нельзя назвать систематическим нарушением, отмечал Олег Нилов из "Справедливой России".
Законопроект требует полноценного обсуждения, спешить принимать его нельзя, сказал РБК первый зампредседателя комитета Госдумы по законодательству единоросс Вячеслав Лысаков. "Законопроект коснется миллионов автомобилистов, а не только отморозков. Под удар могут попасть перевозчики, которые полжизни проводят за рулем, это их хлеб, было бы разумнее перенести его на следующий год", - пояснил депутат.
Лысаков подготовит ко второму чтению поправки, которые исключат из указанного списка нарушений непропуск пешеходов. Кроме того, он считает, что в данном проекте речь должна идти о превышении скорости на величину более 60 км/ч, а не 40 км/ч.
Также депутат предложит исключить из списка поворот налево и разворот там, где это запрещено, рассказал он РБК. "Зачастую знаки противоречат разметке, мы так полстраны лишим прав", - заключил депутат.
Этот законопроект надо положить под сукно, считает председатель комитета Госдумы по социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР). "Документом предполагается лишать прав за нарушения, за которые уже предусмотрено такое наказание. Надеюсь, что эта инициатива в условиях нового позиционирования Госдумы в отношении других ветвей власти будет отложена. У правительства уже нет тех возможностей давить, какие были раньше", - пояснил он РБК.
Председатель комитета по законодательству Павел Крашенинников на момент написания материала не смог предоставить комментарий РБК.
Данный законопроект не приведет к повышению безопасности дорожного движения, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
?"Злостных нарушителей на дороге немного, меньше 1%. Они меньше влияют на количество аварий, чем отсутствие систем АБС на ряде моделей, продающихся на российском рынке. Вместо повышения безопасности на дороге мы повысим уровень коррупции. В советской практике уже были проколы прав за нарушения. Это не привело ни к чему хорошему", - сказал он.
РБК