Владельцы брендов и представители судоходной отрасли подписали соглашение о намерениях, целью которого является предотвращение контрабанды товаров морским путём.
Первыми подписавшими Декларацию о намерениях по предотвращению морских перевозок контрафактной продукции стали международные судоходные компании, среди которых, в том числе, Maersk Line и CMA CGM Group. Кроме того, среди подписантов фрахтовщики, десять международных торговых корпораций, а также Международная федерация экспедиторских ассоциаций (FIATA), Международная торговая палата (ICC), в частности, представители инициативы ICC Бизнес против контрафакции и пиратства (BASCAP) и Служба ICC по борьбе с экономическими преступлениями. Авторы декларации надеются, что по мере развития данной инициативы всё больше организаций будут ставить свои подписи под документом.
Согласно данным управления ООН по наркотикам и преступности, примерно 90% всех товаров международной торговли перевозятся более чем в 500 млн контейнеров на 89 тыс. судов, а проверяются при этом менее 2% контейнеров. Это открывает перед контрабандистами широкие возможности для злоупотребления морскими перевозками для транспортировки огромных объёмов контрафактной продукции.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) и Управления интеллектуальной собственности Евросоюза (EUIPO), в 2013 году было перевезено контрафактных товаров на сумму $ 461 млрд, 10% из которых пришлось на перевозку морским торговым флотом.
Такое положение дел побудило владельцев брендов предпринять меры, ведь некоторые суда, занимающиеся законными перевозками, также были уличены в транспортировке контрафакта. В результате была принята декларация, которая хоть и не носит обязательного характера, всё же призывает остановить "разрушительное воздействие" контрафакта на мировую торговлю. Судоходной отрасли предлагается применить "активные меры и принципы корпоративной социальной ответственности". Документ предлагает строгий контроль цепи поставок и прекращение сотрудничества с подозреваемыми в торговле подделками.
- Это важный шаг в работе по улучшению защищённости цепи поставок и борьбе с незаконной торговлей, - говорит представитель Philip Morris International Маттео Маттей. - Более тесное сотрудничество с судовладельцами и экспедиторами является ключом к предотвращению незаконной торговли.
- Как известно, специфической чертой декларации в целом, как нормативно-правового акта, является общий, неконкретный характер содержащихся в ней положений, требующий дополнительного законодательного регулирования. Однако подписание данной декларации является очень важным шагом со стороны крупнейших международных судоходных компаний, торговых корпораций, экспедиторских ассоциаций и ряда других ключевых ведомств международной торговли, который позволит оградить членов экипажей судов от перевозок нелегальной продукции. Очень хочется надеяться, что данная инициатива - есть начало решения такой проблемы, как криминализация моряков, - заявил председатель первичной профсоюзной организации моряков Севастополя РПСМ Артём Боев.
РПСМ надеется, что дальнейшие меры по разработке совместных проектов, направленных на защиту цепи поставок, помогут оградить моряков от перевозки нелегальных грузов.