Темпы роста выручки крупнейших российских ретейлеров в 2016 году продолжили снижаться, но их доля на рынке увеличилась. Это произошло за счет вымывания более мелких сетей и сокращения динамики рынка в целом.
Доля десяти крупнейших российских продуктовых розничных сетей выросла на 3 п.п. в 2016 году по сравнению с 2015 годом. При этом средний рост их выручки, напротив, сократился на 7 п.п. и составил 13%, следует из данных "РБК Исследования рынков". Таким образом, увеличение доли федеральных ретейлеров обусловлено не столько их операционными достижениями, сколько вымыванием более мелких игроков и замедлением рынка в целом (по итогам 2016 года он прибавил всего на 2,9%), резюмируют авторы исследования.
Динамика средней выручки крупнейших ретейлеров падает с 2014 года, при этом рост их доли остается стабильным. Всего в 2016 году доля топ-10 сетей достигла 27,3% рынка, или 3,7 трлн руб. При этом более половины этой суммы пришлось на две компании - X5 Retail Group и "Магнит". Объем всего рынка розничной торговли составил 13,702 трлн руб.
Доля мелких игроков действительно вымывается в последние годы и рост всего рынка замедлился, подтверждает гендиректор агентства "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров. По его словам, крупнейшие игроки продолжают рост за счет более низких цен: у федеральных сетей есть преимущество в объемах закупки при переговорах с поставщиками. Ранее авторы исследования UBS Evidence Lab пришли к выводу, что для 80% россиян определяющим фактом при выборе магазина является цена.
В топ-10 крупнейших ретейлеров сменился лидер, следует из данных "РБК Исследования рынков". Без учета магазинов формата дрогери "Магнит" уступил лидерство X5 Retail Group (управляет сетями "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"). Общая выручка "Магнита" в 2016 году превысила порог в 1 трлн руб. Но годовой прирост оборота был самым низким за последние 11 лет, в то время как рост X5 Retail Group, напротив, оказался максимальным за всю историю компании. В итоге X5 Retail Group заработала 1,026 трлн против 1,005 трлн руб. у конкурента.
В 2017 году cитуация может поменяться, считают аналитики "РБК Исследования рынков". После потери лидерства "Магнит" пересмотрел свои планы на год в пользу более агрессивной стратегии: сеть намерена открыть не менее 2,75 тыс. магазинов, из которых около 1,7 тыс. придется на формат "у дома". Кроме того, планируется обновить внешний вид около 2 тыс. магазинов. Совокупный эффект от открытия и обновления должен увеличить темпы роста выручки "Магнита" до 12-15%, прогнозируют аналитики "РБК Исследования рынков". Основной владелец "Магнита" Сергей Галицкий ранее озвучивал цифру в 9-13%. Чтобы удержать лидерство и достичь к 2020 году заявленной доли на рынке в 15%, X5 Retail Group придется открыть в 2017 году около 2 тыс. магазинов. Это столько же, сколько и в прошлом году, отмечается в исследовании.
Изменения могут произойти и среди ретейлеров, занимающих четвертое и пятое места соответственно. Уже в первом квартале 2017 года ГК "Дикси" (управляет сетями "Дикси", "Виктория" и "Мегамарт") может уступить по выручке "Ленте", имеющей более амбициозные планы по развитию, подсчитали аналитики "РБК Исследования рынков". В течение года "Дикси" планирует открыть 180 магазинов, а "Лента" - 80, но из них 30 будут гипермаркетами, ссылаются исследователи на данные сетей. Всего в открытие новых точек "Лента" намерена вложить около 40 млрд руб. и увеличить свою торговую площадь на 200 тыс. кв. м. Долгосрочная стратегия компании до2020 года - войти в тройку крупнейших продуктовых ретейлеров в России. Пока третье место традиционно занимает "Ашан", чья выручка по итогам 2016 года составила 425,2 млрд руб.
РБК