Всероссийская стачка началась в понедельник, 27 марта. География протеста охватывает практически всю страну - от Санкт-Петербурга до Приморья. Власти, похоже, пока не знают, как реагировать на происходящее. Где-то полиция заявляет, что не намерена мешать проведению акций, а где-то уже прошли массовые задержания ее участников. Например, в Сургуте было задержано 19 человек, некоторые из которых решениями суда оштрафованы. В Петербурге, где протесты приобретают весьма радикальные формы, лидер местных дальнобойщиков Андрей Бажутин получил пять суток ареста.
Напомним, система "Платон" была запущена правительством в ноябре 2015 года для взимания платы с владельцев большегрузов в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным дорогам. С 15 апреля тариф планировалось повысить в два раза - до 3 руб. за километр пути, однако планы пересмотрели, зафиксировав повышение на отметке 25%. Теперь стоимость составляет 1,91 рубля за километр. Водители и компании-перевозчики, однако, несогласным с самим принципом взимания платы через эту систему. Массовые протесты против "Платона" начались еще в конце 2015 года. Тогда дальнобойщики со всей страны съехались в Москву и пригрозили заблокировать МКАД, что привело к временному смягчению тарифа.
Член Федерального политического комитета "ЯБЛОКА", депутат заксобрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский считает, что дальнобойщики абсолютно правы в своих требованиях. "Мы абсолютно на стороне протестующих, потому что эта система - ни что иное, как грабеж", - сказал Вишневский, напомнив, что "ЯБЛОКО" еще в 2015 году встало на сторону дальнобойщиков и поддержало ряд акций протеста, требуя моратория на внедрение "Платона". "Мы поддерживали их тогда, и будем поддерживать сейчас", - добавил Вишневский.
С Вишневским согласен член Бюро "ЯБЛОКА", лидер Социал-демокартической фракции партии Анатолий Голов. По его мнению, ситуация с "Платоном" только на первый взгляд касается исключительно профессионального сообщества водителей грузовиков. Внедряемую систему Голов поставил в один ряд с повышением налога на недвижимость, введением обязательно платы за капитальный ремонт жилья и ожидающееся в 2019 году введение аналогичной платы за утилизацию бытовых отходов. "Эти поборы - общий подход правительства. Там постоянно ищут, где еще можно найти деньги - в том числе, на удовлетворение аппетитов Ротенбергов (оператор системы "Платон" - компания "РТ-Инвест транспортные системы", совладельцем которой является сын близкого к Владимиру Путину бизнесмена Аркадия Ротенберга - прим.)".
Голов констатирует, что повышение стоимости проезда большегрузов непременно отразится в стоимости перевозимых ими товаров: "В результате за все заплатят обычные граждане, потребители, мы с вами". "Я думаю, что тариф будут постепенно повышать, если общество не проявит солидарность с водителями", - полагает член Бюро "ЯБЛОКА".
Как и Борис Вишневский, он считает, что появление политических требований в резолюциях акций протеста - вполне естественная реакция на позицию властей.
Яблоко
