Министерство предлагает убрать стоимость ввозимых запчастей из конечной цены автомобилей, поставляемых на экспорт. Решение может быть принято уже к середине осени этого года. "Цели, которые ставит перед собой Минэкономразвития, достаточно амбициозные. Текущий уровень экспорта всё ещё небольшой", - поясняет Иван Бончев, управляющий партнёр EURussia Partners.
Самые большие затраты - запчасти, которые всё ещё находят на неудовлетворительном уровне локализации. По разным причинам. Основная - объёмы, которые не могут потянуть крупные производства в РФ. Сейчас экспорт автомобилей из России в плюсе. Только за первые полгода 2017-го за границу продано 24 тысячи легковых автомобилей - на 61 процент больше, чем в 2016-ом.
В потенциале поправок Минэкономразвития производители не сомневаются. По их оценке, сегодняшняя формула расчёта локализации давно устарела. "Российское Правительство может делать больше для стимулирования экспорта. Рынку необходим баланс между импортом и экспортом. Сейчас нам приходиться ввозить некоторые запчасти, которые мы устанавливаем в экспортные автомобили. Например, двигатели для ряда моделей", - отмечает Маркус Озегович, генеральный директор "Фольксваген Груп Рус".
Экспорт необходимо развивать. Но при условии баланса на рынке. Только так будет возможно сглаживать колебания валют и наладить систему стабильных поставок автозапчастей.
Иномарки российской сборки в основном едут в Чехию. На её счету 50 процентов всего экспорта за первое полугодие 2017-го - это около 12 тысяч машин. На втором месте - Украина, при этом объём поставок в Киев уже в разы меньше - порядка двух с половиной тысяч автомобилей. Почти две тысячи отправили в Латвию, ещё по тысяче - в Венгрию и Ливан. По моделям - в топе оказались кроссовер "Шкода Йети", внедорожник Лада 4х4 и "Рено Дастер". Основные заводы, с которых выходят эти машины, расположены в Нижнем Новгороде, Тольятти, Калуге и Москве.
Горизонт потенциальных поставок - гораздо шире. Здесь не только Европа. Россия нацелена на Африку, Южную и Северную Америку, на ряд азиатских стран и даже Австралию. Чтобы покрыть расходы на логистику, нужна госпрограмма поддержки. "Одна из самых интересных для нас мер, эффективных - компенсация части затрат на транспортировку. Что нужно сделать со стороны Правительства - создать зоны свободной торговли с основными экспортными странами. Не секрет, что только 1% экспортных рынков доступен для РФ. И снятие торговых барьеров - это приоритет", - уверена Мария Переяславцева, директор по развитию бизнеса и экспорту Renault Россия.
Обеспечить спрос и интеграцию российских предприятий в глобальную систему поставок - значит дать ту стабильность, которая необходима для развития и защиты отечественного автопрома.
Как говорят эксперты, экспорт нужен, чтобы загрузить российские заводы. Сейчас суммарно на них можно собирать свыше трёх миллионов машин в год. При том, что реализуется порядка полутора миллионов. Говорить о полной загрузке предприятий пока рано, но продавать больше - свыше двух миллионов машин - вполне возможно.
Задачи не такие простые. Особенно, если посмотреть на прежние цифры. До кризиса 2008-го года - объём автоэкспорта из нашей страны вдвое превышал итоги прошлого года. Тогда - почти 190 тысяч автомобилей, сегодня - 85.
Отсюда сомнения аналитиков по выполнению плана властей. Некоторые называют цели по автоэкспорту завышенными и недостижимыми. Но рост уровня локализации, реализация программ поддержки и снижение стоимости производства - те шаги, которые позволят России набрать скорость и обогнать конкурентов.
Вести.Ru