Порт города Певека в Чукотском автономном округе принял первые в этом году суда с партией строительных материалов и оборудования для уникальной плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС).
Росэнергоатом уточняет: 10 тысяч тонн песка, щебня и цемента, а также металлоконструкции доставлены на теплоходах "Кузнецов" и "Сабетта" из Архангельска. Третье судно, теплоход "Махмасталь", на днях прибудет с дополнительным грузом. Это обеспечит задел на весь межнавигационный период и позволит продолжить строительство гидротехнических сооружений и береговой инфраструктуры.
ПАТЭС предназначена для замещения выбывающих мощностей Билибинской АЭС на Чукотке, которая вырабатывает 80% электроэнергии в изолированной Чаун-Билибинской энергосистеме. Первый энергоблок БлбАЭС планируется остановить в 2019 году, полностью объект закроют в 2021.
ПАТЭС сейчас сооружается на базе предприятия "Балтийский завод - Судостроение" в Санкт-Петербурге. В ее составе будет работать плавучий энергетический блок (ПЭБ) "Академик Ломоносов" с двумя парогенерирующими блоками, реакторами типа КЛТ-40С мощностью по 35 МВт.
С июля 2016 года "Академик Ломоносов" проходит плановые швартовные испытания для проверки работоспособности и соответствия проектным характеристикам. В начале октября 2017 года на ПЭБ завершена промывка 1-го контура реакторной установки - это финальная процедура, которая фактически завершает сборку реактора и его подсистем. В мае 2018 ПЭБ отбуксируют в Мурманск на площадку "Атомфлота", где состоится загрузка ядерного топлива в реактор, а уже в ноябре - физический пуск блока.
24 октября 2017 жители Певека поддержали проект плавучей АЭС в ходе общественных обсуждений.
Реактор