В России 24 января 2018 года утвердили "Стратегию безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы". В качестве ориентира разработчики планируют сократить смертность при дорожно-транспортных происшествиях с 13,5 человек на 100 тысяч населения до четырех погибших. К 2030 году этот показатель будут стремиться свести до нуля.
Об этом сообщает пресс-служба депутата Государственной Думы от Иркутской области Сергея Тена. При этом уточняется, что нужно не фактически воспринимать данный показатель, а как систему, направленную на создание условий обеспечивающих достижения этого показателя. Специалисты говорят: "Заведомо нереализуемая цель".
Основными направлениями стратегии названы: изменение поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и правил дорожного движения; повышение защищённости от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, прежде всего детей и пешеходов; совершенствование улично-дорожной сети по условиям безопасности дорожного движения, включая развитие организации дорожного движения; совершенствование организационно-правовых механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении; совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения; развитие системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий.
Все перечисленные меры станут возможными при условии нескольких реформ, в том числе, подготовки и переподготовки водителей, процедур техосмотра, а также ужесточения и профилактики борьбы с нетрезвыми водителями.
Стратегию дорожной безопасности комментирует депутат ГД РФ, член комитета по транспорту и строительству Сергей Тен.
- Думаю, что разработчики стратегии исходили из тезиса - нужно ставить перед собой амбициозные цели, тогда у них есть шанс быть реализованными. Уровень "социального риска", который обозначен в стратегии (четыре погибших на сто тысяч населения) - сегодня существует в таких странах как Испания, Германия, Швеция. Данная реформа дорожной безопасности реализовывалась там не менее 20 лет. Второй момент, данная стратегия - это, скорее, дорожная карта, которая в полной мере должна коррелироваться и с Транспортной стратегией до 2030 года, и Концепциями миграционной, демографической политики, в общем, с прогнозами социально-экономического развития. Пока в документе никаких конкретных мер по достижению данных показателей эксперты не усматривают. Есть общие положения, к примеру, нетерпимое отношение к нарушителям ПДД или стимулирующие меры в виде налогообложения, лицензирования, страхования, автоматизация управления дорожным движением и другие. В документе прописано, что стратегия будет реализовываться в два этапа. Первый - это завершение ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения на 2013-2020 годы", на два оставшихся года финансирование по этой программе в пределах 4 млрд рублей. Основные средства идут на ограждения, освещение федеральных трасс и установку видеокамер. Основным этапом реализации называется период с 2020 по 2023 годы, при этом ни финансирования, ни конкретных мероприятий пока нет.
В тойили иной степени стратегия дорожной безопасности реализуется - и не только на законодательном уровне. Приняты поправки в закон "О безопасности дорожного движения", которые закрепили обязанность органов власти субъектов ежегодно утверждать перечни аварийно-опасных участков и вырабатывать первоочередные меры, направленные на устранение причин и условий совершения ДТП. Также были внесены изменения в закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ", наделившие владельца автомобильной дороги полномочиями принимать решение об установке и использовании специальных технических средств фото- и видеофиксации нарушений. Сегодня в Государственной Думе на рассмотрении законопроекты об общественном инспекторе, о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по администрированию правонарушений, по штрафам за опасное вождение и другие. Вводится понятие аудит безопасности дорожного движения. Данный законопроект сейчас подготавливается к первому чтению.
На мой взгляд, первые результаты есть и по реализации приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги", который главным показателем эффективности ставит три задачи - качество дорог, повышение нормативного состояния, а также сокращение числа мест концентрации ДТП.
У нас две основных причины травматизма и смертности - это выезд на встречную полосу и наезд на пешехода. Одно из решений проблемы - строительство обходов городов. И в транспортной стратегии есть цель вывода федеральных трасс за пределы населенных пунктов. Она реализуется, но естественно, не в тех объемах, каких хотелось бы.
Ближайшие годы основным механизмом для повышения уровня безопасности дорожного движения будут средства фотофиксации правонарушений, различные мобильные приложения, позволяющие направлять информацию об опасных участках автодорог и нарушениях правил дорожного движения. Главное, на мой взгляд, необходимо изменить мировоззрение всех пользователей транспортной инфраструктурой, куда входят не только водители, но и пешеходы. В обществе должно стать нормой соблюдение правил дорожного движения. Поэтому всем заинтересованным сторонам необходимо приложить усилия, чтобы во всех субъектах появились комплексные системы безопасности автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Их создание может осуществляться за счет средств инвестора или региональных бюджетов в объеме необходимом для обеспечения контроля за соблюдением правил дорожного движения и весовых характеристик грузового транспорта. Данная система позволит существенно изменить ситуацию со смертностью и травматизмом в субъектах России, сохранить тысячи жизней от смерти и десятки тысяч от инвалидности. Штрафы, которые платят нарушители правил дорожного движения, целевым образом должны поступать в дорожные фонды и идти на повышение безопасности на наших дорогах, - отметил Сергей Тен.
БайкалИнформ