В Швейцарии существует проект создания подземного грузового метро. Он получил название "Cargo Sous Terrain" и должен был представлять собой национальную сеть грузовых перевозок в формате подземного, полностью автоматического метро.
Недавно проект сделал еще один шаг к своей реализации, сумев завоевать в качестве инвесторов и партнеров китайский холдинг "Dagong Global Investment" и французскую компанию "Medidiam". В проекте метро уже участвуют швейцарские сети супермаркетов "Migros", "Coop" и "Manor", банки "Credit Suisse" и "Кантональный банк Цюриха", телекоммуникационный концерн "Swisscom", почтовый концерн "Die Post", национальная железнодорожная корпорация "SBB" и страховая компания "Mobiliar".
Все вместе они собрали примерно 100 миллионов швейцарских франков капитала, необходимого для реализации фазы планирования и получения разрешения на работы перед тем, как вгрызаться в землю. Первый тоннель длиной 67 километров соединит города Херкинген/Нидербипп (Harkingen/Niederbipp) с городами Сур (Suhr), Шпрайтенбах (Spreitenbach) и Цюрих. Везде в этих населенных пунктах расположены крупные логистические центры, а потому выбор "остановок" этого метро совершенно не случаен.
Швейцарские правительство подготовит специальный закон, который позволит провести реализацию этого проекта. Инвесторы надеются, что закон будет одобрен федеральным парламентом в 2019 году. Фаза планирования продлится до 2023 года, за ней последует проходка трехпутного тоннеля, который можно будет ввести в строй к 2030 году. В идеале подземные грузовые тоннели соединят Женеву с Санкт-Галленом, а Базель с Люцерном и Туном - но это уже предположительно к 2045 году. Общая стоимость проекта составит 33 миллиарда франков, причем бюджетных денег в нем не будет ни сантима, только частные. В Швейцарии интерес к проекту проявляют страховые компании и пенсионные кассы, которые заинтересованы вкладывать деньги в долговременные инфраструктурные проекты.
Пользоваться новой транспортной системой смогут любые клиенты, то есть все, кому понадобится доставить груз из точки А в точку Б. Ну а какова тут роль китайских партнеров? Президент холдинга "Dagong" Чуанчонг Гуан в составе китайской делегации встретился недавно в Берне с министром транспорта Швейцарии Дорис Лойтхард и подчеркнул, что такой "инновационный проект позволит разрешить проблемы трафика в больших городах как в Китае, так и повсюду в мире". Об этом пишет газета "Le Temps". Швейцарский опыт в создании инфраструктуры нового типа можно будет потом экспортировать в другие страны.
А кстати, разве в Швейцарии можно просто так взять прокопать подземный тоннель? Именно такой вопрос бернская газета "Der Bund" задала директору проекта подземного карго Даниэлю Винеру (Daniel Wiener). По его словам, "все, что находится вне подвалов или иных подземных сооружений, является общественной собственностью. И там, внизу, каждый может делать что угодно - за исключением добычи полезных ископаемых". По его словам, геологический состав нужной территории уже изучен, и сложные участки будут обходить по кривой. Под автобанами также можно прокладывать тоннели, но углубляясь при этом по меньшей мере на глубину от 20 метров.
Swissinfo.ch