По мнению экспертов, санкции в отношении логистических компаний имеют не столь политическую, сколько экономическую подоплеку. "На первый взгляд, тенденция к включению в санкционные списки логистов кажется непонятной. Они - последние в списке участвующих в доставке товаров компаний: до них идут производители, покупатели, трейдеры, - рассуждает генеральный директор логистической компании "Глогос проект" Константин Гриневич. - Здесь очень показателен пример Instar Logistics - это крупная логистическая компания, ориентированная на обслуживание нефтегазовой отра сли, с офисами по всей России, Европе, Ближнему Востоку и Африке. Как пример, на территории Евросоюза они наладили логистику, заместив выбывших из-за санкций европейских перевозчиков, то есть сами стали возить нужное оборудование для российских компаний. Теперь, попав под санкции, они лишаются возможности работать и в Европе, т.е. вынуждены переориентироваться исключительно на внутренний рынок. Таким образом, с европейского рынка убран сильный игрок, который мог составить конкуренцию крупным транснациональным компаниям - ведь Instar Logistics возила по Европе не только товары для России, но и осуществляла трансъевропейские перевозки. С этой точки зрения, санкции можно считать элементом конкурентной борьбы глобальных корпораций с национальными компаниями на мировом логистическом рынке".
С другой стороны, меры против логистических компаний увеличивают глубину санкций. Предыдущие меры воздействия, касающееся крупных потребителей и производителей оборудования или технологий, на практике оказались неэффективными: заинтересованные стороны быстро находили обходные пути. "Ситуация, в которой блокируют не просто крупную компанию, но и всех ее подрядчиков и "дочек", в том числе перевозчиков, разрешается в разы сложнее. Такое впечатление, что санкциями против логистов западные оппоненты рубят нашим компаниям не только головы, но и руки", - отмечает Константин Гриневич.
Между тем, бизнес уже давно разработал "план Б" - обходные маневры, позволяющие действовать в условиях санкций, известны, говорит эксперт. Например, перепродажа товара из "запрещенной" страны юрлицу из "разрешенной". Именно так на российских прилавках появляются белорусские креветки, а на российских месторождениях углеводородов - прибалтийское оборудование. Второй по популярности схемой является локализация производства, когда из деталей, произведенных в "запрещенных" странах на территории "разрешенной" собирается конечный продукт уже под лейблом "made in Там-где-нет-санкций".
Но, несмотря на наличие рабочих схем ухода из-под санкций, в сфере внешнеэкономических отношений четко прослеживается тенденция сближения российских компаний с иранскими, южноамериканскими. Это негативный тренд, считает Константин Гриневич, так как эти страны и компании часто имеют статус мировых "изгоев". "Мы же должны что-то кому-то поставлять, и они тоже должны у кого-то покупать". - Если раньше российские компании взвешивали, стоит ли ту или иную сделку заключать, или есть риск негативного влияния на репутацию и имидж, то теперь этот критерий не является важным при принятии решений", - объясняет Константин Гриневич.