В ближайшие шесть лет в Азовском регионе ожидается парадоксальная ситуация с судами «река-море». Их количество сократится в четыре раза, но при этом на них упадет и спрос, прогнозируют во фрахтовой компании «Глогос Проект».
Глава компании Константин Гриневич пояснил, что трейдеров не будет привлекать схема доставки зерновых из Азова, и они захотят искать другие варианты. Причинами для этого эксперт назвал высокий фрахт, рост ж/д тарифов и цен на услуги. Пока же спрос, по его словам, удерживается нехваткой тоннажа и большими объемами невывезенного зерна.
Гриневич предположил, что трейдеры будут отправлять пшеницу из Новороссийска сухогрузами-балкерами Handysize по ценам 10-12 долларов за тонну. Таковы расценки на фрахт судна на базисе Новороссийск – Мармара (остров, принадлежащий Турции). Как отметили эксперты ROSNG, такая возможность вполне реальна из-за отличных характеристик судна. Его дедвейт – около 15 – 35 тысяч тонн, срок эксплуатации велик, а размер позволяет ему легко заходить в небольшие порты. Также у таких судов есть краны, позволяющие загружаться и разгружаться в портах, где их нет.
Другим фактором для падения спроса может стать низкий срок эксплуатации. Он составляет не более или менее восьми лет. Средняя стоимость судна «река-море» 1985 года постройки составляет миллион долларов, и при хороших условиях оно может совершить до 20 рейсов по маршруту Ростов – Мармара. С учетом всех расходов по эксплуатации флота, прибыль судовладельца в год может составить до 110 тысяч долларов. Это значит, что срок окупаемости составит не менее 10 лет. По мнению Гриневича, за это время на рынке появятся новые и более технологичные суда с более низкими ставками фрахта и быстрой доставкой груза.