Грузоперевозки по Шелковому пути, развитие транспортных хабов и казахстанских портов, перспективы Транскаспийского коридора обсуждены в Баку на международной портовой конференции.
Представители из 65 стран мира рассмотрели вопросы взаимодействия и развитие соответствующей инфраструктуры.
Казахстан и Азербайджан в последние годы вложили огромные усилия в развитие своей портовой инфраструктуры. Благодаря этому грузы с Востока на Запад в больших объемах можно перевозить более коротким и эффективным путем. Международная конференция, на которую собрались представители крупных гаваней, стала платформой для демонстрации возможностей и каспийских портов. Портовая инфраструктура на Каспии тесно связана с транскаспийским маршрутом, который пролегает от Китая по территории Казахстана, Азербайджана, Грузии, Турции до Европы.
Марат Орманов, генеральный директор АО «НМСК «Казмортрансфлот»:
- Сегодня порт Актау активно развивается. Именно в сторону северного расширения порта Актау. Также активно развивается порт Курык, который является одним из важных и стратегических объектов в последующем для будущего Казахстана. Идея реализации являлась строительство паромного комплекса, в дальнейшем, конечно, стратегически важно строительство контейнерного терминала, который в последующем привлечет именно те грузы из Китая, которые сегодня идут через северный и южный маршруты. И когда закончится полноценное строительство контейнерного терминала в порту Курык, мы считаем, что огромные грузы пойдут именно через порты Актау, Курык на порт Баку.
На заседании Транскаспийской международной транспортной ассоциации, которое состоялось в Баку, «Казмортрансфлот» приняли в члены этого маршрута. Ключевым вопросом на собрании была доставка казахстанского зерна, угля и других товаров в Турцию и оттуда в Европу без задержек. Поэтому участники ассоциации намерены максимально ускорить доставку грузов из Китая в Европу. Оптимальный срок - 14-16 дней. Кроме того, ключевым вопросом стало утверждение единых тарифов, о чем стороны также смогли договориться.
Талех Зиядов, генеральный директор Бакинского международного торгового порта:
- После открытия железной дороги Баку-Тбилиси-Карс вырос интерес к Транскаспийскому коридору. Но важным моментом являлось утверждение единых тарифов, по которым грузы будут перевозиться из Китая, Казахстана в Грузию и Турцию. И сегодня мы утвердили единые тарифы для перевозки зерна и угля. Ожидаем, что в течение предстоящего года вырастет перевозка этих товаров.
Развитие Казахстаном и Азербайджаном портовой и наземной транспортной инфраструктуры позволило увеличить роль транскаспийского маршрута в перевозке грузов с Востока на Запад. Китайские порты уже подключились в работу маршрута, что о говорит об их заинтересованности в этом проекте. По сравнению с минувшим годом, в первом квартале 2018 года грузоперевозки по коридору выросли на 8%. До конца года ассоциация намерена увеличить объем до 4 миллионов тонн. Идет активная работа, сейчас главное - не упустить этот темп и нарастить объемы грузоперевозок, говорят участники маршрута.
