Как говорится в сообщении консалтинговой компании Knight Frank, за последние пять лет глобальные инвестиции в промышленную и логистическую собственность удвоились, достигнув в 2017 году в общей сложности 126 млрд долл.
В секторе, традиционно ценном за стабильный доход, в последнее время наблюдается динамичный рост капитала, особенно за счет представителей онлайн-ритейла. Интерес к сегменту исходит от самых разных инвесторов, начиная от частных инвестиционных и институциональных фондов до частных лиц и семей. Портфельные сделки становятся все более распространенными среди крупных инвесторов, поскольку они ищут крупномасштабные активы.
Особенный скачок, по оценкам компании, к 2015 году ожидается на азиатских рынках. Стоит отметить предполагаемый рост объема розничного рынка электронной коммерции в Индонезии. В 2015 году этот показатель в стране составлял 1,7 млрд долларов, а к 2025 году предполагается рост в 27 раз.
Что же касается пересечения мировых и российских трендов на рынке индустриальной недвижимости, то однозначно можно сказать о влиянии растущего сегмента онлайн-торговли. За последние пять лет рынок складской недвижимости в России вырос более чем на 30%. Так, отмечает Сергей Кузичев, директор департамента складской недвижимости Knight Frank, если по итогам 2013 года общий объем предложения складов класса А и В в России составлял около 15,3 млн кв. м, то по итогам 2017 года он достиг 23 млн кв. м. Активно меняются структура спроса: если раньше доля розничной торговли формировала как минимум 50% от общего объема, то на текущий момент ситуация изменилась, так как некоторые ритейлеры стали активно развивать online-форматы. Если по итогам 2013 года доля online-торговли в структуре спроса на склады в Московском регионе составляла около 7%, то по итогам 2017 года данный показатель увеличился до 26%.
«Изменение модели потребительского поведения стимулирует и конечных пользователей, и инвесторов увеличивать инвестиции в складскую недвижимость: значение склада как важной части бизнес-процессов неуклонно возрастает особенно на фоне определенного снижения популярности традиционного oффлайн-сегмента розничной торговли», – подчеркивает Сергей Кузичев.