Британский ритейлер Kingfisher планирует уйти из России, где он управляет сетью DIY-магазинов Castorama.
Ритейлер нацелен на выстраивание сильного бизнеса в долгосрочной перспективе и как часть этого плана принял решение уйти с рынков России, Испании и Португалии, чтобы сконцентрироваться на ключевых рынках, где у него уже есть лидерская позиция или есть перспективы занять ее, сказала гендиректор Kingfisher Вероник Лори, чьи слова приводятся в сообщении компании.
В России выручка Kingfisher в III финансовом квартале (завершился 31 октября) 2018-2019 финансового года сократилась на 6,4%, до 101 млн фунтов стерлингов. В рублях продажи выросли на 5,2%, сопоставимые продажи - на 2,7%. Общая выручка компании увеличилась на 0,2%, до 3,048 млрд фунтов, в том числе в Великобритании и Ирландии - на 1,4%, до 1,292 млрд фунтов, во Франции - сократилась на 3,9%, до 1,107 млрд фунтов.
В 2017-2018 финансовом году российский бизнес показал операционный убыток в размере 8 млн фунтов стерлингов.
По данным аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", выручка ООО "Касторама рус" (операционная структура сети Castorama) в 2017 году сократилась на 4%, до 32,5 млрд рублей. Чистый убыток вырос до 2,8 млрд рублей с 2,05 млрд рублей годом ранее.
По оценке InfoLine, общий объем рынка DIY в России (включая B2B-торговлю и строительство) в 2017 году составил 3,9 трлн рублей. Оборот розничной торговли DIY вырос на 1,8% после падения на 6% в 2016 году.
Крупнейший игрок на российском рынке - французская Leroy Merlin (по данным "СПАРКа" выручка в 2017 году - 226,69 млрд рублей). По оценке InfoLine, по итогам прошлого года на долю ритейлера приходилось 19% рынка.
На втором месте - российская компания СТД "Петрович". "До 2016 года безоговорочными лидерами рейтинга InfoLine DIY Retail Russia были международные сети Leroy Merlin, OBI и Castorama, однако в 2016-2017 годах СТД "Петрович" последовательно опередил сначала Castorama (по итогам 2016 года), а затем и OBI (по итогам 2017 года) и вышел на второе место", - говорится в материалах исследовательской компании. По ее оценке, сеть Castorama по итогам прошлого года занимала четвертое место на российском рынке DIY.
В этом году с российского рынка уже ушел один международный игрок: финская Kesko продала 12 гипермаркетов "К-раута" ритейлеру Leroy Merlin. Сумма сделки составила около 12 млрд рублей (169 млн евро). "Инвестиции в российский рынок не принесли ожидаемых результатов, а расширение за пределы Санкт-Петербурга и Москвы потребовало бы значительных дополнительных инвестиций", - говорил президент и CEO Kesko Микко Хеландер.
Первый магазин Castorama был открыт во Франции в 1969 году. В 2006 году открылся первый гипермаркет в России - в Самаре. Сегодня гипермаркеты Castorama, по данным сайта сети, работают в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Перми, Самаре, Тольятти, Ростове-на-Дону, Омске, Краснодаре, Воронеже, Уфе, Нижнем Новгороде, Саратове, Екатеринбурге, Челябинске и Оренбурге. Всего сеть в России объединяет 21 гипермаркет.
Kingfisher принадлежат сети магазинов товаров для дома и ремонта B&Q, Castorama, Brico Depot и Screwfix.