В летне-осенний период Тиксинский морской порт переработал 13 тысяч тонн грузов. После завершения работы портовых кранов и автотехники началась подготовка к следующей навигации. Были сделаны заказы на необходимые запчасти для проведения ремонта кранов, погрузчиков, тягачей. Корреспондент газеты «Маяк Арктики» побеседовал с новым руководителем порта Александром Чусовским.
В октябре генеральный директор В. Земнухов завершил свою многолетнюю трудовую деятельность в Тиксинском морпорту в связи с окончанием контракта. Новым руководителем был назначен Александр Чусовской.
– Александр Гермагенович, как проходила подготовка к навигации 2018 года?
– Подготовка началась с прошлого года: портовые краны и автотехника были поставлены на зимнюю консервацию, отправили заказы на необходимые запчасти, которые получили в марте-апреле этого года. Сразу начался необходимый ремонт автотехники – погрузчиков, тягачей. В последние годы используются в период навигации два причала (11-й и 12-й) на первом Восточном пирсе. Работа ведется тремя портовыми кранами. Этого достаточно, но при необходимости можно поставить дополнительно краны с других причалов, где они не используются. Для работы в порту в навигацию 2018 года приглашались докеры-механизаторы из Якутска, Хабаровска, Чебоксар, Нижнего Новгорода.
– В этом году много грузов было доставлено в порт морскими судами. Сколько их всего было?
– На пяти морских судах был доставлен из Мурманского морпорта груз для строительства жилого и служебного комплекса в Тикси-3, возводит который предприятие «Запсибгазпром». Всего на этих судах прибыло 7 тысяч тонн грузов – стройматериалы и техника (самосвалы, буровые установки, автокраны).
– Большим ли подспорьем для объемов была доставка в Тикси оборудования для ветроэлектростанции?
– Оборудование для ВЭС прибыло на двух речных судах из Якутского речпорта. Но вес его вместе с тремя грузовиками-транспортировщиками и двумя автокранами составил всего 500 тонн. В этом году предприятие «БРАНС» отправило из морпорта часть техники, в которой нет необходимости при завершении строительства нового жилого и служебного комплекса для погранзаставы. А в прошлую навигацию в морпорту был переработан груз, необходимый для строительства гаража аэропорта (на 27 единиц автотехники) и продолжения строительства комплекса погранзаставы.
Предприятие «Запсибгазпром» завершило вывоз своего груза из морпорта в Тикси-3 13 ноября, а секции ветроустановок были отправлены на площадку будущей ветроэлектростанции через несколько дней после выгрузки с судов Ленского пароходства.
Всего в нынешнюю навигацию переработано 15 тысяч тонн грузов.
– По протоколу выездного заседания Президиума Совета по Арктике и морской деятельности, проведенного в Тикси 27 августа, Минтрансу совместно с Тиксинским морпортом поручено определить размер финансирования на разработку проектно-сметной документации по реконструкции Морпорта. В связи с чем намечается эта реконструкция?
– В настоящее время наша задача – определить сумму средств, необходимых только для проектно-сметной документации. А когда будет предоставлен сам проект реконструкции, тогда будет определен размер необходимых финсредств на проведение реконструкции. Предполагается большой объем работ. Связано это с планами по формированию Северо-Якутской опорной зоны и созданию территории опережающего развития «Арктика».
Еще в январе 2017 года было известно, что для развития транспортной инфраструктуры Северо-Якутская опорная зона развития Арктики получит в качестве софинансирования из федерального бюджета более 5 млрд руб. В данную зону включены пять территорий комплексного развития, куда входят арктические районы Якутии.
Как сообщалось в республиканских СМИ, в прошлом году были определены приоритетные инфраструктурные проекты, которые включены в проект федеральной целевой программы по развитию инфраструктуры Арктической зоны РФ. В число этих проектов входят строительство судов класса «река-море», реконструкция причальных сооружений Тиксинского морпорта, модернизация и строительство судов для речных перевозок по территории республики. Приоритетными в Северо-Якутской опорной зоне являются инвестпроекты по освоению месторождений нефти и газа на шельфе арктических морей и на материковой части арктических районов Якутии, а также добыча твердых полезных ископаемых в северных и арктических районах республики.
Создание транспортной инфраструктуры в Якутии для перевозки нефти по Северному морскому пути потребует более 7 млрд рублей.
В проектах по Северо-Якутской опорной зоне отмечается, что целями реконструкции портовой инфраструктуры морпорта «Тикси» являются обеспечение условий для базирования военно-морского флота РФ и захода плавсредств с ядерными энергетическими установками, а также развитие восточного сектора Севморпути, в том числе в рамках реализации проекта «Транспортный коридор Китай-Якутия-Севморпуть».