Соглашение о сокращении на 30% выбросов углекислого газа для новых грузовиков в 2030 году достигли Страны Европейского союза 20 декабря, сообщает El Pais.
Под давлением таких стран как Нидерланды и Швеция это соглашение будет иметь обязательный, а не рекомендательный характер, как предполагалось в первоначальном варианте.
Первоначальный подход, предложенный австрийским президентством, был 15% к 2025 году и не менее 30% к 2030 году, при условии, что эта цель не будет обязательной. Но несколько стран подтолкнули к ужесточению этих целей. Согласно дипломатическим источникам, по меньшей мере девять стран потребовали в ходе заседания Совета Европы, чтобы цель сокращения выбросов к 2030 году составляла 35%. В частности, этого требовали Люксембург, Великобритания, Швеция, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Дания, Ирландия и Мальта. Кроме того, они настаивали на том, чтобы это сокращение выбросов было обязательным, а не добровольным. Страны восточной Европы во главе с Чешской Республикой, Венгрией, также как и Германия сомкнули ряды, чтобы отстоять необязательность документа.
Позиция Испании вызвала удивление у некоторых делегаций и НПО перед встречей. Учитывая конфигурацию двух блоков, Испания могла склонить баланс в ту или иную сторону. Но испанская делегация придерживалась неоднозначной позиции об обязательности выполнения целей к 2030 году.
Федерация экологических НПО «Транспорт и окружающая среда» охарактеризовала позицию Испании как «очень разочаровывающую».
В отсутствие соглашения, австрийское президентство решило сформулировать новое предложение: сделать эти 30% обязательными. Испанская делегация проголосовала «за». Германия воздержалась.
Совет Европы должен еще согласовать этот документ с Европейским парламентом. Но позиция Европарламента в этом вопросе изначально более радикальная, чем у стран-членов.
Европейский парламент одобрил даже большее сокращение выбросов для грузовиков: 20% в 2025 году и 35% в 2030 году для соблюдения Парижских соглашений. «На межведомственных переговорах Европейский парламент снова будет бороться за большие амбиции: декарбонизация транспорта является климатическим и экономическим приоритетом», — сказал испанский депутат Флоран Марчеллеси от партии «Зеленых».
НПО «Транспорт и окружающая среда» назвала соглашение как «важным шагом», но предупреждает, что его вовсе недостаточно для решения климатических задач следующего десятилетия.
Напомним, на этой неделе также была достигнута договоренность о шагах, которые необходимо будет предпринять для постепенной декарбонизации автомобилей. В частности, легковые автомобили должны будут сократить свои выбросы на 37,5%, а фургоны — на 31% по сравнению с показателями 2021 года. Следующими на очереди будут грузовики.