По мнению консалтингового агентства Drewry, альянсы контейнерных терминалов в крупных портах являются препятствием на пути порта к успеху.
Как отметил старший аналитик Drewry по портам и терминалам Нил Дэвидсон, контейнеровозы обладают однородной природой, тогда как о терминалах такого сказать нельзя. Поэтому «равноценное совместное использование активов не обязательно сработает для терминальной отрасли так же, как для линейного судоходства». Альянсы контейнерных терминалов не могут работать «по случаю». «У них должна быть определенность и предсказуемость касательно того, какие суда и сервисы будут обслуживаться у них», – сказал аналитик Drewry.
Совместное использование тылового оборудования является другой проблемой, которая зависит от близости расположения терминалов и наличия у них общего режима работы. Как отметил г-н Дэвидсон, сложно найти альянсы терминалов, в которых выигрывают все их участники. Чаще всего итогом является удовлетворенность одних операторов и разочарование других. Так как все терминалы в каком-либо отдельно взятом порту, весьма вероятно, имеют одинаковые часы пиковой и минимальной загрузки, лучшим решением может оказаться слияние или поглощение, считает аналитик Drewry.
Оценивая «ключевые ингредиенты» для успеха терминального альянса, г-н Дэвидсон отметил, что большим плюсом является физическая смежность терминалов и непрерывность их причальной линии. Другим ключом к успеху является схожесть характеристик терминалов (размер, глубины, продуктивность причальных и тыловых операций), а также количество участников – чем меньше, тем лучше. «По большому счету, чем больше участников, тем сложнее найти хорошо функционирующий альянс терминалов, – отметил г-н Дэвидсон. – По факту, идеальное число – лишь два оператора. Больше участников – больше интересов, сложностей и дополнительных проблем в нахождении работающего решения».
Также помогает, когда средний уровень загрузки терминала высок, а регуляторная среда благоволит к терминальным альянсам. «Альянсы и слияния среди портовых администраций и портовых компаний происходят гораздо чаще, и чаще оказываются успешными», – сказал г-н Дэвидсон, добавив, что на данный момент лишь в трех портах операторы терминалов заявили о планах по созданию альянсов. Это Майами, Коломбо и Гонконг.
«Цель альянса – совместная работа терминалов над координацией операций и уменьшением времени ожидания контейнеровозов за счет их обслуживания в том терминале, который доступен на тот момент, – объяснил аналитик Drewry. – Отдельные свидетельства указывают на то, что эта тема еще недоработана, хотя определенный прогресс есть. К примеру, три терминала в Коломбо сейчас тесно сотрудничают с целью уменьшения контейнерного трафика между собой».
В январе этого года четыре оператора терминалов в Гонконге – Hong Kong International Terminals Ltd, Modern Terminals Ltd, COSCO-HIT Terminals (Hong Kong) Ltd и Asia Container Terminals Ltd – заявили о намерении создать Альянс морского порта Гонконг (HKSPA) с целью повышения конкурентоспособности Гонконгского порта, который в последние годы устойчиво теряет позиции, проигрывая соседним контейнерным портам. Однако Совет грузоотправителей Гонконга раскритиковал HKSPA в связи с тем, что «эти четыре оператора контролируют более 95% бизнеса по перевалке контейнеров в Гонконге». «Совет крайне обеспокоен подавляющим доминированием этого альянса на рынке», – сообщил Совет грузоотправителей Гонконга в своем пресс-релизе от 9 января. В ответ на это Комиссия по вопросам конкуренции Гонконга заявила о намерении провести антимонопольную оценку предложенного альянса. В конце марта HKSPA сообщил о завершении разработки своей стратегии по планированию причальных и тыловых операций, и о намерении начать «прогрессивно осуществлять ее» с 1 апреля. «23 причала участников HKSPA будут разделены на три терминальные зоны с целью повышения эффективности обслуживания судоходных альянсов и индивидуальных перевозчиков. В рамках нового соглашения будет внедрен ряд мер по повышению эффективности, – говорилось с пресс-релизе HKSPA. – Среди них – существенное уменьшение, а во многих случаях полное прекращение, транспорта контейнеров между терминалами, что станет важным шагом в снижении затрат для клиентов».