Бывший глава «Смоленскавтодора» Владислав Апаков покинул Россию после коррупционного скандала, но закупки в учреждении по-прежнему проводятся по устроенным им схемам. Апаков, как и раньше, получает от них доход, пользуясь тесными связями с губернатором, пишет PASMI.
Источники издания рассказали о десятках госконтрактов, заключенных «Смоленскавтодором» по ценам намного выше рыночных. Тендеры касались ремонта дорог, закупки техники и поставок материалов — стоимость таких закупок в Смоленской области оказывается значительно выше, чем в других регионах где заключают аналогичные контракты.
Так, закупка материалов для изготовления асфальтобетонной смеси обошлась бюджету в почти 57 млн рублей. По подсчетам аналитиков, стоимость закупки была завышена более чем на 15 млн. При поставке щебня на сумму 282 млн рублей завышение составило 86 млн рублей.
При закупке материалов «Смоленскавтодор» обязан сравнивать поступившие коммерческие предложения и выбирать наиболее выгодную цену. Согласно документам источника, только битум предприятию предлагали по цене от 15,5 до 16,8 тысяч рублей за тонну, однако «Смоленскавтодор» приобрел его по цене в 25 тысяч рублей за тонну.
Для сравнения, в Липецке в 2019 году закупали битум по 16,8 тысяч рублей за тонну. Что касается поставок щебня, то его в то же самое время закупил смоленский горводоканал почти на 40% дешевле.
Чтобы заключать контракт только с «нужными» фирмами, организаторы тендера ставят заведомо невыполнимые условия: например, отгрузить за сутки гранитный щебень, поставка которого занимает минимум неделю из-за особенностей логистики.
Победителями тендеров на протяжении многих лет становятся ООО «Дорожная Индустрия», ООО «Ирви» и ООО «ДЭП-67». Все эти компании источники связывают с бывшим директором «Смоленскавтодора» Владиславом Апаковым, который стал фигурантом дела о мошенничестве на 110 млн рублей, но скрылся от следствия за пределами России.
Апакова связывают близкие отношения с губернатором Смоленской области Алексеем Островским. Именно с его приходом в 2012 году в регионе появилось областное государственное бюджетное учреждение «Автодор», и непосредственное участие в его создании с самого начала принимал Апаков. Местные СМИ начали публиковать материалы о его коррупционных схемах еще в 2014 году, но сталкивались с давлением со стороны главы региона.
Схемы Апакова касаются не только дорожных закупок — у следователей есть информация о хищении бюджетных средств на строительстве в Смоленске спорткомплекса «Юбилейный», к которому тоже имел отношение бывший директор «Автодора». Журналисты уверены, что расследование по делу Апакова и связанных с ним людей осознанно саботируется правоохранительными органами с ведома губернатора.