Строительство частной трассы «Меридиан» в нынешних экономических условиях целесообразно, если этот проект рассматривать не как часть нового «Шёлкового пути», а как трассу, по которой Китай повезет свои товары в российские регионы.
Проблема в том, что товарооборот КНР с ЕС растет последние 5-10 лет стабильными темпами в 6%-8% в год, но, повышение инфляционных рисков развитых экономиках в результате накопленной долговой проблемы и проведенных мер монетарного стимулирования, снижение их потенциальных долгосрочных уровней прироста потребления заставляет азиатских производителей менять рынки сбыта. Торговая война США и КНР – следствие процессов «передела» системы мировой торговли, которая в нынешнем виде не устраивает основных игроков.
На этом фоне в последние годы мы наблюдаем двузначные темпы роста товарооборота КНР и РФ. Если средние для последнего времени темпы роста около 10% в год будут удержаны, то обозначенная в 2019 году китайским руководством в лице посла КНР в России Чжан Ханьхуэя цель удвоения товарооборота к 2024 году будет – с точки зрения статистических прогнозов – достигнута.
В российском экспорте в КНР «передельные» отрасли занимают менее 10%, а китайский экспорт в РФ имеет долю обрабатыващих отраслей, превышающую 80%. Вот эту продукцию обработки – увеличившуюся в два раза по сравнению с 2018 годом, то есть на $100 млрд (приблизительно 6% ВВП РФ 2019 года) до порядка $200 млрд и повезут в российские регионы по трассе «Меридиан».
Макроэкономические предпосылки для успешной реализации проекта, как представляется, сильны. Именно поэтому данный проект успешно привлекает частных инвесторов. Впрочем, некоторые из них, такие как УК «Лидер», все же хотят полностью обезопасить свои инвестиции и требуют дополнительных гарантий. «Лидер» среди условий вхождения в проект называет госгарантию трафика на новой трассе, несмотря на политическую обстановку и отсутствие других альтернативных магистралей, которые могли бы перехватить поток на срок окупаемости проекта. Такие условия и факторы их сформировавшие – риск для проекта. Но риски есть у каждого проекта.
Тем не менее, на данный момент эти риски сравнительно невысоки. Организаторы проекта предполагают привлечение кредитных средств по ставке по ставке инфляция плюс 3%, что, в целом, сравнимо даже со ставками защищенных от инфляции облигаций РЖД (порядка 1-2% плюс инфляция). Срок строительства, ожидаемый организаторами, это 4-5 лет. Срок окупаемости – при ставках 7-8%, то есть при текущей инфляции – порядка 10 лет.
Основной риск для проекта это даже не формирование трафика – он ожидаем, учитывая указанную выше макроэкономическую подоплеку, политику правительства и то, что аппетит к аналогичному проекту другой крупнейший игрок рынка транспортных коммуникаций – «Автодор». Основной риск для проекта – существенное ускорение инфляции. Низкая монетизация российской экономики значительное, за период 8-летнего застоя, усиление проблем закредитованности создают потенциал значительного до уровней выше 10% инфляционного шока в РФ в ближайшие несколько лет в случае значимого циклического ослабления внешнего спроса и под влиянием внешнего инфляционного давления.