← Автомобильные грузоперевозки

Чистая прибыль Globaltruck по МСФО в 2019 г. упала на 39,6%. Расходы выросли в том числе и из-за "Платона"

Чистая прибыль грузового автоперевозчика ПАО "Глобалтрак Менеджмент" (ГТМ) по МСФО в 2019 г. снизилась на 39,6%, до 260,4 млн руб., следует из отчетности эмитента.

Основными факторами уменьшения стали снижение скорректированной EBITDA и увеличение финансовых расходов в 2019 г.

Выручка компании выросла на 16,4%, до 9,5 млрд руб. Выручка от оказания транспортных услуг (от оперирования) повысилась на 1 121 млн руб. или на 15,2% - до 8,5 млрд руб. Этот показатель в расчете на один тягач вырос на 6,5%1 и достиг 6,3 млн руб. по сравнению с 5,9 млн руб. в 2018 г. Выручка от экспедирования увеличилась на 29,8%, с 778 млн руб. до 1,01 млрд руб.

Как отмечается в сообщении ГТМ, себестоимость продаж группы в 2019 г. выросла на 22,1% - до 7,9 млрд руб. - в основном за счет удорожания топлива и индексации заработной платы водителей, роста экспедиторских и дорожных расходов. Общие и административные расходы группы составили 0,9 млрд руб., их увеличение обусловлено ростом численности управленческого персонала и зарплат, а также повышением расходов на IT.

Скорректированная EBITDA Globaltruck за 2019 г. составила 1,406 млрд руб., что на 5,1% меньше, чем в 2018 г., когда этот показатель составил 1,481 млрд руб. Рентабельность по скорректированной EBITDA составила 14,7% против 18,1%1 в 2018 г., отмечает компания.

"Снижение показателя EBITDA обусловлено ростом таких ключевых статей себестоимости как топливо - рост на 15,4%, спровоцированный ростом объемов грузоперевозок, расходы на заработную плату - рост на 19%, дорожные расходы - рост на 22,6% от уровня 2018 года. Рост дорожных расходов отчасти вызван увеличением платы за движение по федеральным трассам по системе Платон на 7,7% с июля 2019 г.", - говорится в сообщении Globaltruck.

Под влиянием вышеописанных факторов скорректированная EBITDA в расчете на один тягач в 2019 г. снизилась на 12,2% и составила 1,045 млн руб. против 1,189 млн руб. в 2018 г.

Общий долг ГТМ на конец 2019 г. составил 3,98 млрд руб. "Чистый долг в 2019 г. снизился до 3,47 млрд руб. по сравнению с 3,9 млрд руб. в 2018 году. Отношение "чистый долг / скорректированная EBITDA"1 снизилось с 2,641 в 2018 г. до 2,47 в 2019 г.", - отмечает компания.

"В 2019 .г мы начали смещать акцент с "органического" расширения парка на работу с операционной эффективностью группы компаний, включающую тестирование новых типов транспортных средств: тягачей на газовом топливе, тягачей с битопливным режимом работы, а также "удлиненных" полуприцепов. В особый фокус было взято развитие экспедирования, значительный рост которого в совокупности с собственными перевозками позволил нам нарастить выручку на 16,4%", - цитирует пресс-служба Globaltruck гендиректора компании Илью Саттарова.

"В целом прошедший год был достаточно сложным для отрасли автомобильных грузоперевозок. Продолжившийся рост цен на топливо, опережающий повышение тарифов, привел к снижению скорректированной EBITDA на 5,1% - до 1,4 млрд. руб. Тем не менее, мы во многом смогли снизить влияние этого фактора за счет повышения операционной эффективности - увеличения среднемесячного пробега тягача на 3,8%, до 16,5 тыс. км, снижения расхода топлива и удельных расходов на текущее обслуживание", - отмечает CEO ГТМ.

Общее количество тягачей в эксплуатации Globaltruck на конец 2019 г. сократилось на 3,3% (45 единиц) - до 1 318 единиц. Среднее количество тягачей в эксплуатации за год увеличилось на 8,1%, до 1 346 единиц. В 2019 г. группа приобрела 82 тягача и 153 полуприцепа. "В рамках продолжения программы перехода на газовое топливо Globaltruck планирует закупить еще 40 новых газовых тягачей, а также переоборудовать до 200 тягачей в битопливливный режим работы во втором полугодии 2020 г.", - отмечает компания.

Среднемесячный пробег на тягач вырос на 3,8%, до 16,5 тыс. км в 2019 г. Суммарный пробег увеличился на 12%, до 266,4 млн км. Коэффициент груженого пробега повысился на 0,6 п.п., с 92% в 2018 г. до 92,6% в 2019 г.

Увеличение коэффициента груженого пробега произошло на фоне существенного увеличения объемов деятельности ГТМ, отмечает компания.

Средняя ставка за 1 км груженого пробега выросла на 0,6%1 - с 33,9 руб./км в 2018 г. до 34,1 руб./км в 2019 г. Рост ставки на внутренние перевозки, на которые приходится 90% выручки от перевозок, составил 2,2% - с 32,47 руб./км в 2018 г. до 33,18 руб./км в 2019 г. Рост тарифов был вызван общим увеличением цен на рынке и удорожанием топлива.

Структура акционеров ПАО "Глобалтрак Менеджмент" выглядит следующим образом: кипрская GT Globaltruck Ltd - 61%, РФПИ и соинвесторы - 19,4%, остальные акционеры - 19,6%. Акции компании торгуются в третьем котировальном списке "Московской биржи после" проведенного компанией в 2017 году IPO.