Торговая сеть «Пятёрочка» начинает доставку из своих магазинов в центральных районах Петербурга, в июне экспресс-доставку в городе запустит «Дикси». Выход федеральных сетей в сегмент быстрой доставки приведет к жесткой ценовой борьбе, предупреждают эксперты.
Компания Х5 объявила о запуске сервиса доставки продуктов из магазинов сети в Петербурге. Услуга уже доступна жителям в Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском, Московском, Фрунзенском, Кировском районах и частично — в других районах города. По плану весь город будет охвачен доставкой до конца мая. В Москве Х5 тестирует сервис с мая прошлого года.
«Пятерочка» запустила для доставки специальное приложение. Сборка заказов идет в ближайших к пользователю магазинах, в которых есть необходимые позиции. Сейчас заказы доставляются в течение дня, но логистика сервиса дорабатывается, чтобы сократить время доставки.
Группа компаний «Дикси» доставку запустила пока только в Москве; в Петербург она выведет сервис в июне. В ГК заверили, что сейчас онлайн-сервисы пользуются очень большой популярностью у покупателей — и даже после окончания эпидемии этот спрос не снизится, а только увеличится по сравнению с докризисным уровнем. «Многие люди привыкнут к тому, что можно не тратить время на поход в магазин, а быстро и удобно заказать продукты на дом онлайн», — комментируют РБК Петербург в «Дикси».
Сделать заказ в магазине можно будет на сайте компании или по телефону. В зависимости от времени оформления заказа «Дикси» готов доставить день в день или на следующий день после оформления.
Сейчас услугу экспресс-доставки в Петербурге предлагают «Самокат» и «Яндекс.Лавка», они делают ставку на сеть собственных магазинов dark-store. Кроме того, в период самоизоляции о готовности доставлять продукты из обычных магазинов заявили как службы такси («Таксовичкоф» и «Грузовичкоф»), так и службы доставки (например, Dostavista). Вынужденная изоляция подстегнула развитие доставки — как сообщила компания Х5 Retail Group, онлайн-продажи через платформы Perekrestok.ru и «Доставка.Пятёрочка» в апреле выросли в 4,7 раз, до 1,7 млрд руб. В структуре оборота Х5 продажи через онлайн-каналы в апреле составили 2% от суммарных продаж компании в Москве, Московской области и Петербурге.
По данным компании «Самокат», за первую «нерабочую» неделю апреля количество заказов в сервисе увеличилось на 40%, по итогам месяца количество заказов только в одном Петербурге выросло на 70%. «Мы не чувствуем острой конкуренции на рынке доставки с традиционным ретейлом, но считаем, что конкуренция способна усилить развитие отрасли и ускорить формирование новой модели потребления», — говорит Игорь Рожков, директор по маркетингу сервиса. По его словам, в марте за неделю «Самокат» нанял более 1 тыс. курьеров, а в апреле за несколько дней открыл 28 новых районов доставки в Москве за счет партнерства с каршерингом. «При этом мы продолжаем наращивать зону покрытия сервиса, открывая новые дарксторы намного быстрее открытия магазинов в традиционном ретейле», — подчеркнул он.
«FoodTech развивается галопирующими темпами. Были успешные проекты iGooods и «Сбермаркет», затем у торговых сетей появились собственные службы доставки, а сейчас развивается сегмент экспресс-доставки», — перечисляет гендиректор информационного агентства InfoLine Иван Федяков. По его словам, экспресс-доставка — самый спорный формат, потому что он еще не устоялся. Однако именно выход таких гигантов как Х5 и Дикси, по мнению Ивана Федякова, делает возможным сдвиг на рынке — им по силам сформировать у потребителей привычку заказывать из соседнего магазина.
Иван Федяков согласен, что даже окончание режима самоизоляции не приведет к спаду спроса на услугу. «В среднесрочной и долгосрочной перспективе направление будет востребовано. По опыту стран, в которых снимают ограничения, мы видим, что возврат к привычному образу жизни не одномоментный, люди тяжело возвращаются в места скопления народа, к которым относятся и магазины у дома с их узкими проходами. Технологии дистанционной торговли позволят решить эту проблему».
В то же время Иван Федяков подчеркивает, что просто открыть интернет-магазин недостаточно: «В таком случае конкурентная борьба будет душить абсолютно всех: от поставщика до ретейлера, ведь если в офлайне работает набор факторов от расположения магазина до сервиса в нем, то в онлайне все столкнутся лоб в лоб конкурируя только по цене».