17 июня губернатор Владимир Сипягин подписал указ, который потерялся в потоке снятия коронавирусных ограничений, а между тем для многих жителей Владимирской области он куда важнее, чем разрешение на посещение кладбищ в масках. Указом №380 губернатор запретил продажу через топливораздаточные колонки автозаправочных станций любых видов моторного топлива, кроме автомобильного бензина, дизельного топлива и судового топлива, требования к которым регулируются техническим регламентом Таможенного союза. Фактически, этот указ означает запрет на продажу дистиллята - кошмара владельцев дорогих, чувствительных к качеству топлива автомобилей.
До этого момента во Владимирской области практически официально торговали на автозаправках так называемыми "средними дистиллятами" - продуктами перегонки нефти, которые должным образом не очищаются, где не контролируется октановое число, в общем, бензином и дизтопливом они в полном смысле не являются. Все-таки бензин в России, даже в плохом случае, делается на сертифицированных перегонных заводах, где есть контроль процесса и результата. Дистиллят в тех регионах, где нефть буквально сочится из-под земли, можно изготавливать чуть ли не в сарае. А потом развозить по России и продавать на автозаправках. Во Владимирской области неоднократно фиксировались случаи продажи под видом дизеля печного топлива - это грязный, неочищенный мазут, смерть двигателю.
Любой автомобилист знает, что будет, если залить в бензобак вместо нормального бензина такой вот дистиллят - в лучшем случае двигатель придется долго и тщательно промывать, в худшем ему конец. Плюс к тому дистилляты наносят существенный ущерб атмосфере - содержание серы в таком топливе превышает нормативы в 500-700 раз. Собственно, это и стало официальной причиной губернаторского указа (а вовсе не забота об автомобилистах): он издан "в целях снижения негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду".
Руководители проекта "Трасса. Контроль качества и безопасности" общественники Сергей Федяев и Алексей Смирнов давно призывали запретить продавать дистиллят на заправках. Его продавали не только массово, но и официально. В чеке достаточно было написать не "дизельное топливо", а "дизельные фракции", и легализация некачественного топлива состоялась. С 1 апреля средние дистилляты даже стали подакцизным товаром, так что при должной уплате налога заправкам, торгующим печным топливом под видом дизеля, и предъявить-то было нечего.
Теперь вся торговля дистиллятами вынуждена будет уйти в подполье. Вряд ли она прекратится совсем - уж очень прибыльный бизнес, но теперь хотя бы есть кого и за что наказывать. Да и риск залить дистиллят вместо нормального топлива на сетевой заправке снижается.