После общественного возмущения Минтранс переработал поправки в закон о налоге на эксплуатацию транспортных средств и налоге на легковой транспорт предприятий, переложив весь рост налога на тяжелый транспорт, сообщает Neatkarīgā. Характерно, что отрасль об этом не известили.
Поправки уже направлены в Сейм и приняты в первом чтении. Обещание Кришьяниса Кариньша предотвратить принятие скандальной поправки о дополнительном налоге на все ввозимые в Латвию машины, кроме совершенно новых и дорогих, выполнено — такого в законопроекте нет. Вместо этого Минтранс заставит платить больше за тяжелый транспорт под тем же предлогом защиты окружающей среды.
В разделе законопроекта "Результаты общественного участия" говорится, что "возражений и предложений от представителей общества получено не было". Фактически это ложь, потому что главная организация, которая представляет интересы автоперевозчиков в Латвии и за рубежом — Latvijas auto, — не была приглашена к работе над этими поправками. Как рассказал председатель правления Latvijas auto Александр Поцилуйко, о предполагаемых налоговых изменениях он узнал, только когда поправки уже были приняты Сеймом в первом чтении.
Он напомнил, что латвийские автоперевозчики и так оказались в критической ситуации из-за дискриминации восточноевропейских дальнобойщиков в рамках Европейского пакета мобильности, а также болезненной подозрительности банков. Теперь им грозит еще и повышение налогов.
"На международном рынке мы станем неконкурентоспособными, а на местном будем объедать один другого", прогнозирует Поцилуйко.
Он считает, что возможности как-то повлиять на законодателей ничтожны.
Минтранс и правительство успешно уклонились от честного разговора с автоперевозчиками. Пакет бюджетных законопроектов скоро будет утвержден в последнем чтении, и в Сейме уже заявили, что планируют повысить ставки на грузовой транспорт — теперь налог будет зависеть от выбросов CO2.
"Поправки инициированы, чтобы способствовать использованию для перевозок более экологичного транспорта", - говорится в сообщении парламента.
Эта "экологичность" означает, что перевозки будут дороже, а значит, подорожает все, что возят на фурах — издержки в конце концов всегда покрывает потребитель.
Водители легковых автомобилей тоже могут не слишком радоваться, что им не повысят налоги в этом году, ведь в целом политика увеличения налогов на двигатели внутреннего сгорания закреплена во многих стратегических документах, связанных с транспортом или климатом. Так что в следующем году коалиция, скорее всего, вернется к этому вопросу.
Но даже в нынешнем законопроекте грузовые автомобили — главные, но не единственные, кому придется нести бремя повышения налогов.
Также вырастет налог на автобусы, распространенные в сельской местности пикапы, прицепы. Повышение затронет и мотоциклы, что, кстати, противоречит соображениям экологичности. Моторы легковых автомобилей с объемом больше 3,5 литра обложат дополнительным налогом в 300 евро. Повысят и ставку для легкового транспорта предприятий.
В целом за три года за счет повышения налога на эксплуатацию транспортных средств государство планирует собрать почти 14 миллионов евро. Из них грузовой транспорт обеспечит 4,2 миллиона евро в год, автобусы — 309 тысяч евро, мотоциклы — 30 тысяч евро. Предприятия за три года заплатят за свой легковой транспорт 5,1 миллиона евро. То есть в целом в бюджет за три года поступит на 19 миллионов евро больше.
Этих денег не хватит на закупку экологически вредных дизельных поездов, которую запланировал Минтранс, — на нее нужно 75 миллионов, которые раньше хотели собрать с помощью нового налога на импорт подержанных автомобилей. Так что, скорее всего, вскоре коалиция попытается выжать из автомобилистов еще по меньшей мере 56 миллионов. Каким образом Минтранс будет способствовать использованию "более экологичного транспорта", чтобы купить дизельные поезда, узнаем в следующем году.