От кого исходит инициатива присоединиться к Европейскому соглашению, спросил сегодня, 1 марта, депутат Жогорку Кенеша Исхак Пирматов на заседании комитета ЖК по международным делам, обороне и безопасности, где рассматривали во втором чтении законопроект «О присоединении КР к Европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), от 1 июля 1970 года, город Женева».
Как ответил заместитель министра транспорта, архитектуры, строительства и коммуникаций Талант Солтобаев, в целом, когда грузоперевозчики и водители КР едут в другую страну, от них требуют соблюдения требований вышеназванного соглашения.
Также страны-участницы Евразийского экономического союза также присоединились к этим условиям и выполняют их, поэтому с их стороны тоже есть инициатива, чтобы Кыргызстан тоже должен присоединиться, сказал он.
В ответ И.Пирматов сказал, что Минтранс сообщил, что они не строят кемпинги и парковки, а частные структуры.
«Какие частные структуры и посредством каких механизмов намереваетесь обязать? Например, как я знаю, по правилам Европы и других развитых стран, в кабине водителей грузовиков есть специальные датчики, которые измеряют, сколько часов он спал. Через определенное количество времени он обязательно должен остановиться и поспать. Оснащен приборами, измеряющими чуть ли не давление и пульс. Как и за счет чьих средств вы вынудите купить — это первый вопрос?
Также еще один вопрос — если мы присоединимся к соглашению, проезжающий транзитом, например, водитель из Женевы, через Кыргызстан, Таджикистан в Афганистан груз перевозит, он заходит через пункт «Ак-Жол» и до «Достука» с каким интервалом есть кемпинги? Ладно, кемпинги. Где есть простые туалеты, элементарно, чтобы он мог припарковаться и справить свою нужду. Где есть? У нас хотя бы есть понятие? Мы говорим, что присоединимся к соглашению. Хорошо, что мы присоединяемся к таким международным соглашениям, но практически на выполнение условий есть ли планы у правительства КР и за счет чьих средств будет реализовано?» - спросил И.Пирматов.
Как ответил Т.Солтобаев, в европейских странах у каждого водителя есть электронные измерительные приборы. «Если присоединимся к этому соглашению, то и наши водители электронные тахографы должны будут установить. А условия — каждый водитель за свой счет купит и установит. Мы признаем вами озвученную проблему — отсутствие придорожной инфраструктуры. В целом по нормативам предусмотрено, что каждые 40 км на международных трассах должны быть стоянки, заправки», - рассказал замминистра.
И.Пирматов прокомментировал, что в случае ратификации не на каждых 40 км, а даже на каждых 400 км нет придорожной инфраструктуры.
Он спросил, какие могут быть последствия для КР в случае претензий от стран-участниц соглашения по невыполнению технических требований.
Как сказал Т.Солтобаев, по поводу придорожной инфраструктуры в нормах указано, что политику ведут архитектурные органы. Он сказал, что по данному вопросу надо выработать общую концепцию.
«Ладно, мы ратифицируем, присоединимся, но мы же не отвечаем техническим требованиям. Я просто предполагаю, если оттуда инспекция приедет: «А вы с какого перепугу вообще присоединились, если у вас нет элементарной инфраструктуры?» - Если такая претензия будет выставлена? В отношении нас не будет ли последствий?» - спросил И.Пирматов.
Исполнительный директор «Ассоциация международных автомобильных перевозчиков КР» Мелис Жунусов сообщил, что это соглашение нужно, чтобы иметь возможность ездить в других странах.
Если взять Кыргызстан, то по дорогам Бишкек—Нарын—Торугарт и Бишкек—Ош рассматривали, там каждые 4,5 часа по 45 минут должны отдыхать водители и там есть условия: в Суусамыре есть заправка, в ущелье Чычкан есть частные стоянки.
Можно отдыхать на частных стоянках по полчаса и снова выезжать в дорогу, добавил он.
На дороге Бишкек—Нарын—Торугарт от Торугарта до Бишкека есть 8 часов дороги, там на заправке в Балыкчы на частных стоянках можно отдыхать полчаса и ехать в путь еще 4 часа, сообщил он. «Если есть сменщики, то машины могут без отдыха ехать. У нас много заправок, там рядом с ними полчаса могут отдыхать и ехать», - сказал М.Жунусов.
И.Пирматов спросил, где по дороге Бишкек—Исфана есть стоянки.
Как ответил М.Жунусов, в течение двух лет еще много стоянок придорожных будет рассмотрено. По его мнению, можно объявить тендер среди частного сектора открыть стоянки на 200-300 машин.
И.Пирматов уточнил, правильно ли он понял, что если это соглашение поддержат, то водителям КР будут льготы за границей.
М.Жунусов подтвердил, сказав, что на сегодня водители КР, которые находятся за границей, их проверяют, когда они останавливаются и при проверке, если есть час переработки, то их штрафуют.
«А если будет карточка, то будет легче. У наших нет карточек, поэтому много кыргызских водителей в Казахстане или в России делают, но это тоже неправильно, потому что каждая страна должны делать для своего гражданина», - сказал М.Жунусов.