29 марта 2021 года крупнейшее предприятие федерального уровня ПАО «Уралавтоприцеп» отмечает 65 лет со дня выпуска первого прицепа под маркой ЧМЗАП.
На предприятии вспоминают, как всё начиналось.
В 50-ые послевоенные годы государству как воздух нужны были прицепы-тяжеловозы для удовлетворения потребности растущего народного хозяйства. Раньше их приходилось закупать за рубежом и рассчитываться за это золотом.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1956 года приказом министра автомобильной промышленности с 1 апреля Бакальский завод был передан в подчинение Министерства автомобильной промышленности и переименован в Челябинский завод автомобильных прицепов – ЧМЗАП. Становление нового производства было доверено челябинцам.
В короткие сроки специалистам вновь созданного завода необходимо было наладить массовый выпуск прицепов, создать новые цеха и технические службы, складские помещения, оснастить предприятия оборудованием - в кратчайшие сроки провести реконструкцию всего производства. Кроме того, немаловажной задачей была подготовка кадров: рабочих новых профессий, грамотного инженерно-технического штаба.
В 1956 году на заводе создаётся конструкторское бюро, которое на первых порах работает по чертежам Минского автозавода, адаптируя их к условиям челябинского производства. Одновременно конструкторским бюро ведутся и собственные разработки по улучшению той или иной модели. И вот в конце 1956 года параллельно со старой продукцией (металлоконструкциями) завод начал выпускать новую - прицепы грузоподъёмностью 6 тонн для перевозки сыпучих грузов. А в 1957 году приступил к производству прицепов-тяжеловозов для перевозки неделимых крупногабаритных грузов. В течении 1957 года в сложных условиях перестройки всего производства челябинским заводом ЧМЗАП было изготовлено 82 прицепа грузоподъёмностью 40 тонн и 55-20 – тонных.
Так начиналась биография уникального для нашей страны предприятия по производству транспортных средств, которые были на вес золота как у строителей, так и у дорожников, а также работников сельского хозяйства.