Анастасия Орлова, руководитель отдела логистики Transportal24: "Мы не ждем существенного снижения объемов импорта в ближайшие годы. Несмотря на повышение цен на целый ряд товаров, рост логистических издержек, мы будем возить и из Европы, и из Китая, иначе наши прилавки будут пусты, а заводы встанут без оборудования. К сожалению, импортозамещение еще недостаточно развито в России. И из-за этого снижения существенного грузопотока не будет.
Однако есть факторы, которые все же осложняют импортную логистику. До сих пор китайские ставки на отправки в контейнерах остаются в 3–4 раза выше, чем они были, допустим, в начале 2020 года. Если раньше контейнер по маршруту Китай – Европа (Шанхай – Клайпеда) отправлялся за $2 тыс., сейчас он стоит около $8 тыс. С начала года цены опустились только примерно на 10%. При этом Китайская железная дорога работает с задержками. Если раньше сервис работал как часы, то сегодня у нас некоторые контейнеры ждут выхода поезда 2–3 недели. Причина – высокая загрузка китайской железнодорожной линии.
А вот Европа как возилась, так и везется. Никаких существенных изменений на этом направлении не было. Даже в периоды жестких локдаунов склады отгружали товары, хоть и в условиях отдельных запретов (к примеру, водители не могли присутствовать на погрузке). Были специальные пункты между странами Евросоюза, где мерили температуру, водители, которые были в городах Италии, не допускались в некоторые другие страны Европы. Тем не менее все работало исправно и ставки были в рынке.
Впрочем, несмотря на высокую стоимость импортной логистики для отправлений, идущих из Китая, количество заказов упало не более чем на 10%. То есть спрос на китайские грузы не упал, несмотря на высокую стоимость. А поток заказов на мультимодальные отправления даже вырос".