Источник из Москвы сообщил, что на российской стороне многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Кяхта – Алтан-Булаг» прилагают все силы, чтобы как можно скорее решить последние проблемные вопросы. Реконструкция данного объекта – это длинная история с множеством провалов, неудач, скандалов. Остается надеяться, что хотя бы сейчас она сумеет «доковылять» до своего хэппи энда. Лучше поздно, чем никогда.
Пункт «Кяхта» – один из самых известных и дорогостоящих долгостроев на территории Бурятии. Всероссийский пример несогласованности и нерасторопности в модернизации погранобъектов.
Погранпереход «Кяхта – Алтан-Булаг» - ключевой автомобильный пункт пропуска между Россией и Монголией. Главное предназначение – оформлять поездки граждан двух стран между ними. Переход работал с советских времен, а модернизация шла с 2013 года.
В ходе расширения мощности МАППа были построены новые полосы для автомашин, десятки зданий и сооружений. Сменилось несколько подрядчиков. Начиналась стройка под кураторством иркутского филиала «Росгранстроя», сегодня завершается «под крылом» читинского. Вокруг реконструкции гремели уголовные дела, в которых фигурировали большие суммы.
В настоящее время построенные здания и сооружения официально введены в эксплуатацию. Теперь ждут их запуска в работу, в непосредственное обслуживание пересекающих границу. Но с этим дела обстоят тоже не слава богу и напоминают известное выражение про то, что плохому танцору вечно кое-что мешает.
- В целях скорейшего открытия МАПП «Кяхта» ФГКУ «Росгранстрой» реализует мероприятия по приведению оборудования в соответствие с современными требованиями. Завершение намечено на третий квартал 2021 года, - сообщил и. о. руководителя «Росгранстроя» Артем Мамулян.
Российский погранично-строительный чиновник пояснил, что он имеет в виду. Оказалось, что «в связи с долгим процессом строительства на объекте есть вышедшее из строя и морально устаревшее оборудование».
Напомним уважаемым читателям, что ФГКУ пытается взыскать с подрядчика, бурятской компании «РациоТехнология», около 250 млн рублей неустойки с формулировкой «за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту». Фирма занималась реконструкцией на ее финальном отрезке (всего там сменилось несколько подрядчиков).
Это равно почти всей сумме госконтракта (309 млн рублей).
«Росгранстрой» поэтапно потерпел поражение в первой инстанции, потом в апелляции, а затем и в кассации.
Кассационное рассмотрение завершилось в апреле этого года в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа (город Иркутск). Он подтвердил, что компания не виновата в нарушении сроков выполнения работ по контракту, так как федеральная сторона не производила полагающееся финансирование. В ходе процесса подрядчик говорил, что некоторые работы даже приходилось осуществлять за счет собственных средств компании.
Федералы, тем не менее, продолжают считать, что правда за ними. Постановление третьей инстанции можно обжаловать в четвертой инстанции - Судебной коллегии Верховного суда РФ.
- В связи с чем ФГКУ «Росгранстрой» будут приняты все исчерпывающие меры для защиты прав и интересов, - заявил Артем Мамулян изданию.
Можно ли быть уверенными, что новые мощности МАППа начнут обслуживать граждан в третьем квартале?
Здесь не все зависит от «Росгранстроя». Новые полосы движения на въезд и выезд, досмотровые посты и другое необходимо будет укомплектовать работниками разных контролирующих структур. Ходили слухи, что, например, у Бурятской таможни могут возникнуть сложности с комплектацией расширенного пункта пропуска таможенниками. И соответствующих опровержений от таможенников мы не слышали.
Но уже к концу года, надеемся, этот печальный «марафон» достигнет своего логичного завершения. Ничто не вечно в подлунном мире. Даже реконструкция «Кяхты».