Радует, когда остановить совершение преступления помогает людское неравнодушие к происходящему. В один из дней, в пять часов утра, местный житель вышел из дома и направился в сторону своего гаража, чтобы взять машину и ехать на работу. Когда проходил мимо АЗС по улице Свердлова, заметил двух мужчин, которые копошились возле фур, стоящих на обочине.
«Водители? – мелькнула мысль. – Но чего это один из них ходит между машинами и явно проводит какие-то манипуляции?»
Прохожий оказался не из робкого десятка и смело направился к месту парковки фур. Завидев незнакомца, один из мужчин, который был помладше, резко отскочил от большегруза и бросился в сторону железнодорожных путей. Мужчина постарше отошел в кусты и присел. Когда лидчанин приблизился к нему и спросил, что это они тут делают, то услышал ответ: «Вино пьем».
Однако прохожего насторожило несколько фактов, которые свидетельствовали о том, что тут скорее происходит кража. Во-первых, никаких бутылок из-под вина он не увидел. Во-вторых, у сидевшего в кустах мужчины на руках были рукавицы. Поэтому лидчанин достал мобильный телефон и сфотографировал собеседника. Затем продолжил свой путь. Минут через десять, когда лидчанин, взяв в гараже машину, проезжал мимо АЗС, он все-таки решил осмотреть стоящие у обочины фуры. Притормозил, подошел к большегрузам и увидел, что у всех них вскрыты аккумуляторные отсеки. Неравнодушный человек позвонил в милицию.
Выйти «на дело» для кражи аккумуляторов 61-летнего Илью подговорил его знакомый, 33-летний Владимир (имена изменены). Оба мужчины примерным поведением не отличались. Оба любили выпить и являлись завсегдатаями пункта приема вторсырья, на вырученные деньги покупали алкоголь и закуску. Но если Илья проживает с супругой, на учете у врача-нарколога никогда не состоял, то его более молодой друг коротал дни в одиночестве на своем подворье в антисанитарных условиях и был отмечен у нарколога по поводу алкогольной зависимости.
«Все пройдет без сучка и задоринки, – уговаривал Владимир Илью. – Вот недавно свистнули мы электродвигатель с бетономешалки, сдали, деньги получили. И все тихо. Решайся!»
Действительно, накануне друзья-товарищи совершили кражу на одной из улиц микрорайона Молодежный. Бетономешалка стояла возле дома, в котором ведется ремонт. Ее и заприметил Владимир. Обратился к Илье за гаечным ключом, чтобы открутить детали. Илья не только одолжил ключ, но и согласился постоять «на стреме». Взял с собой на дело для переноса краденого мешок из-под сахара. Сняв электродвигатель, дома мужчины разобрали его, а на следующий день направились в пункт приема вторсырья, где сдали медь и детали. Получив заветную двадцатку, незамедлительно двинулись в магазин за спиртным для организации банкета.
Подобный успех представлялся Владимиру и в деле с кражей аккумуляторов. В конце концов, к мысли, что ничего такого страшного не случится, если он постоит рядом с Владимиром, а в случае приближения патрульной службы или же незнакомых людей подаст ему знак, пришел и Илья. Но, как говорится, звезды в тот день не были расположены к тому, чтобы происходило воровство. Наоборот, ситуация повернулась так, чтобы воры были схвачены за руку. Во-первых, достать аккумуляторы у фур оказалось не так просто, как первоначально представлялось Владимиру. Он метался среди трех машин, открыл крышки аккумуляторных отсеков, пробовал с помощью отвертки снять клеммы, но терпел фиаско. Во-вторых, услуга Ильи оказалась медвежьей: не только не просигналил о приближении незнакомца, но и попался ему на камеру мобильного телефона.
Действия обвиняемых были квалифицированы по ч. 2 ст. 205 УК РБ как тайное похищение имущества (кража), совершенное группой лиц, и по ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 205 УК (покушение на тайное похищение имущества (кража), совершенное повторно, группой лиц). Виновность мужчин была полностью доказана и подтверждалась их признательными показаниями, проверенными на месте, показаниями потерпевшего и свидетелей, а также иными письменными материалами уголовного дела. При назначении наказания обвиняемым по делу судом Лидского района учитывались характер и степень общественной опасности совершенных ими деяний, личности виновных, мотивы и цели содеянного. Обстоятельством, смягчающим ответственность обоих обвиняемых, суд признал их чистосердечное раскаяние. Обстоятельством отягчающим признано то, что преступление совершено группой лиц по предварительному сговору.
Владимиру назначено наказание в виде 3 месяцев ареста, Илье – в виде 2 месяцев ареста. К Владимиру суд также применил принудительное лечение от хронического алкоголизма по месту отбывания наказания.