О реализации проекта Северного широтного хода глава Министерства экономического развития России Максим Решетников говорил в Салехарде. В совещании с министром участвовали представители ОАО «РЖД», региональных властей, а также крупнейшие грузоотправители.
Добыча полезных ископаемых – это основной источник экономики в Ямало-Ненецком автономном округе. Но этим преимуществом регион не сможет воспользоваться, если не будет реализована транспортная связность. Связать Ямало-Ненецкий автономный округ с Большой землей должен Северный широтный ход.
«Проект действительно имеет важные экономические эффекты, пусть они и не моментальные, а часть из них еще предстоит подтвердить. Но это тот проект, который способен в том числе дать эффект триггера, когда он заработает. Это и большая стройка, и ее обслуживание, и газопоток», – подчеркнул Максим Решетников в ходе встречи.
Министр заявил, что реализовать его необходимо в ближайшее время, этому будет способствовать новый инструмент – механизм бюджетных инфраструктурных кредитов. Не исключено, что на реализацию проекта будут направлены средства Фонда национального благосостояния.
«Проект сложный и очень капиталоемкий. На сегодня он включает в себя и реконструкцию Северной железной дороги, участка Свердловской железной дороги. Это и средства «Газпрома», это и мост, и концессия. Конечно, он создает большую дополнительную нагрузку на капитал РЖД», – отметил министр.
Закончить строительство Северного широтного хода планируют уже через 6 лет, в 2027 году. Общая стоимость реализации СШХ – 0,5 трлн руб. Если дорогу построят, то грузы по Свердловской железной дороге будут идти не в обход (южный маршрут), а по прямой, сократив путь на 700 км. То есть грузоотправители таким образом смогут сэкономить время доставки до 3 суток.
Как было заявлено на совещании, сейчас в регионе добываемые полезные ископаемые доставляют или по зимникам, или по воздуху вертолетами – мощности железной дороги почти не задействованы.
По мнению полномочного представителя президента в УрФО Владимира Якушева, деньги на реализацию проекта есть «Проект непростой, много игроков, то что касается финансирования – это концессия, то есть деньги бюджета и компаний, которые заинтересованы в развитии проекта», – отдельно подчеркнул он.
Напомним, впервые о планах по строительству Северного широтного пути было заявлено в 2005 году.