От подразделения компании Газпром пришла неожиданная новость: в России построена первая экологичная бетономешалка.
Это непривычный грузовик со смутно знакомыми чертами кабины и почти советской звездой на решетке. Неужели у нас появился новый грузовой производитель в нынешние нелегкие времена?
На самом деле все гораздо проще. Шасси грузовика действительно не очень известно у нас. Это продукт китайской марки Dayun — одного из сотни независимых производителей из Поднебесной. По местным меркам, фирма невелика, а по нашим — вполне даже крупная: в год она производит около 25 тысяч грузовиков (примерно как МАЗ и Урал, вместе взятые).
От прочих эти машины отличаются кабиной Volvo моделей FM/FH предыдущего поколения. Причем кабина лицензионная. Но получена лицензия не от Volvo, а от известного и у нас местного производителя Sinotruk, получившего, в свою очередь, чертежи в рамках СП со шведами еще в начале века.
В остальном же это типичные для китайцев грузовики: шестицилиндровый двигатель Weichai мощностью 400 л.с., 12-ступенчатая механическая коробка передач Fast Gear, рессорная подвеска.
И, как сейчас принято в Китае, этот Dayun — газовый, на популярном там сжиженном метане (LNG), который «плещется» в 450-литровом криобаке на раме. В программе фирмы есть такие машины, а также техника и на обычном, сжатом (CNG/СПГ) метане — она уже появляется и на наших дорогах.
Конкретно эту машину доработал челябинский дилер совместно с известным российским «бетонщиком» Tigarbo. На шасси установили обычный 11-кубовый барабан с гидромеханическим приводом от двигателя и 800-литровый бак для воды. И объявили машину необычайно экологичной и экономичной.
С экологией все ясно: выхлоп газовых машин действительно гораздо чище выхлопа дизельных, о чем мы писали много раз. А экономию просчитали сами создатели: «Если учесть, что средняя стоимость сжатого метана (СПГ) — 26,7 руб/кг, а дизеля — 53 руб/л, то при одном и том же расходе 40 кг/100 км на газу и 50 л/100 км на солярке мы экономим в 2 или даже 2,5 раза». И это тоже правда, вот только речь идет о сжатом газе, а машина работает на сжиженном. Представители Газпрома же указывают более скромную экономию топливных затрат в 60%, и как раз для сжиженного газа.
Также производители указывают, что возможность замены криобака баллонами для СПГ ими предусмотрена. И вот это вызывает серьезный вопрос: где на готовом грузовике найти место для установки короба с баллонами? В серийных машинах для этого увеличивают колесную базу или размещают баллоны за кабиной. И почему было не заказать такое шасси сразу с завода, ведь в программе Dayun эти версии есть?
О недостатках же LNG-техники вкратце можно сказать: они на треть дороже дизельных собратьев, требуют более частого и дорогого ТО и работать должны без простоев: сжиженный метан, нагреваясь, стравливается из бака.