← Автомобильные грузоперевозки

Очередь в пять километров. Въезда в Казахстан из Кыргызстана ожидают десятки грузовых фур

На кыргызстанском контрольно-пропускном пункте «Ак-Тилек – автодорожный» очередь из грузовых фур, которые ждут въезда в Казахстан, растянулась почти на пять километров. Некоторые из этих машин оказались в такой ситуации из-за отсутствия разрешительных документов.

Ибрагим Паншаров со своим большегрузом стоит на объездной дороге, что проходит с северной стороны столицы в сторону города Токмака. По его словам, учитывая количество других грузовиков, которые прибыли на кыргызско-казахстанскую границу раньше, его очередь дойдет не ранее чем через сутки:

− Этот груз я везу в Москву. До «Ак-Тилека» мне еще шесть километров. За мной еще люди стоят. Никому такая ситуация не понравится: впустую уходит время, ГСМ. Говорят, что впереди стоящие задерживают очередь. Но я точно не знаю. Грузоперевозками я занимаюсь уже лет 10. Когда Кыргызстан не состоял в ЕАЭС, было лучше: проезжали быстрее и легче.

Еще один водитель почти уже приблизился к пограничному пункту. В очереди на проезд в Казахстан он стоит уже трое суток и говорит, что никто не понимает, почему возникла такая ситуация:

− Нам ничего не объясняют, просят только ждать. Наши проблемы никого не интересуют. Стою тут уже три дня, а это ведь дополнительные убытки. Говорят, что что-то не так с компьютерами. Выдумали какую-то причину и не пропускают. Но ведь соответствующие службы должны как-то договариваться. А нас никто не слушает. Ночью очень холодно. Нужно как-то питаться. Сейчас у меня осталось всего 50 литров топлива.

Ранее управление информации и коммуникаций Пограничной службы Госкомитета национальной безопасности КР сообщило, что по состоянию на утро 22 февраля в очереди для прохождения пограничного контроля на КПП «Ак-Тилек» стоит около 180 грузовых автомашин. При этом отмечалось, что 60 фур из этого числа ожидают товарно-сопроводительные документы на грузы.

Как подчеркнул начальник КПП «Ак-Тилек – автодорожный» Мамбетакунов, правила пересечения границы не менялись:

− Очередь возникла на стороне Кыргызстана. Но мы работаем в штатном режиме. Сколько раньше пропускали автотранспорта, столько пропускаем и сейчас. Никаких изменений или новых требований не вводилось. В соседней республике работа тоже ведется по привычному графику. Сколько раньше машин пересекало границу за единицу времени, столько проезжает и сейчас. На нашей территории сейчас (на 12:00 23 февраля – прим. ред.) стоит более 180 транспортных средств. Очередь возникла из-за увеличения количества большегрузов.

На пропуск одной машины через КПП в среднем отводится примерно 20 минут. Сейчас за час границу пересекает около 13 единиц транспорта. Среди тех, кто встал в очередь, но так и не смог пересечь границу, есть водители, у которых отсутствуют некоторые разрешительные документы. Как сообщается, в некоторых случаях у въезжающих из Кыргызстана данные в декларациях не сходятся с перечнем ввозимых товаров, а потому неверно оформленные бумаги становятся причиной заторов.

Представляющий Кыргызстан в ЕЭК министр по таможенному сотрудничеству Максат Мамытканов так комментирует ситуацию:

− Очередь из грузовых машин возникла лишь на границе двух стран, входящих в ЕАЭС. И проблема касается товаров, пересекающих административную границу Кыргызстана с Казахстаном. Хочу напомнить, что внутри объединения таможенных постов нет. Поэтому говоря о таможенных границах надо иметь в виду лишь внешние рубежи организации. А внутри ЕАЭС действуют исключительно административные границы, контролируемые погранслужбами. Таможенных постов там нет. Поэтому работа этих пунктов не может быть упорядочена правилами ЕАЭС. Безопасность административных границ стран - членов организации упорядочивается законами той или иной страны.

Высказывается мнение, что увеличение количества фур со стороны Кыргызстана объясняется еще и тем, что в разы увеличилось число большегрузов, которые пересекают границу КР с Китаем через пункт пропуска «Торугарт». Так, если раньше там проезжало около 30 грузовиков в сутки, то теперь - до 60.