После объявления руководством РФ о проведении специальной операции на Украине на международных рынках наблюдается взлет цен на энергоносители и падение акций, передает Bloomberg.
Против РФ введены новые санкции западных стран. Центральные банки на фоне риска инфляции сталкиваются с дополнительными сложностями из-за ослабления доверия потребителей и серьезных возможных потрясений для экономики Европы.
«Это плохо скажется на ценах на энергоносители, производстве или торговле», – считает Жозеф Франсуа, управляющий директор Института мировой торговли. - Безусловно мы столкнемся и уже можем видеть стремительный рост цен на энергоносители. Это окажет влияние на производство, особенно в Европе, что помешает восстановлению торговли после спада вызванного пандемией».
В материалах Bloomberg отмечается, что Россия занимает 16-е место в мире по экспорту, при этом нефть, уголь и газ являются крупнейшими категориями экспортных поставок. Согласно данным Всемирной торговой организации за 2020 год, Украина занимает 48-е место по отгрузкам зерна и железной руды.
Для глобальных цепочек поставок «конфликт на Украине может создать широкий спектр проблем», – приводится мнение экономиста из британского отделения компании Flexport Криса Роджерса. По его словам, ожидаемые риски возрастут помимо опасности больших затрат на электроэнергию и включают прекращение воздушного сообщения в регионе, более высокие ставки на страхование судов и угрозу кибератак.
Например, впервые с 2014 года цена на сырую нефть превысила $100 за баррель, что вызвало опасения по поводу перебоев с экспортом энергоносителей в условиях и без того ограниченных поставок. Помимо газа, Украина располагает обширной инфраструктурой, которая имеет ключевое значение для поставок сырья из сельскохозяйственных культур и стали в Европу и в другие страны. Резкий скачок цен на энергоносители представляет собой двойной удар по мировой экономике, который еще больше ухудшит перспективы роста и подстегнет инфляцию.
Ожидаются перебои в судоходстве. В своей публикации в Twitter редактор Lloyd’s List высказал мнение, что конфликт уже оказывает влияние на движение судов в Азовского море.
Главный аналитик Xeneta Питер Санд напомнил, что на российские порты на Черном море приходится 15% перевалки контейнерного импорта и экспорта, на балтийские порты страны приходится почти 50%, а на дальневосточные порты, которые наименее затронуты происходящим, приходится 35%. При этом он напомнил, что «для всех связан с судоходством необходимо придерживаться соблюдение санкций». «Это касается операторов судов, судовладельцев и грузоотправителей».
Профессор Университета Санкт-Галлена Саймон Эвенет считает, что хотя о результатах западных торговых санкций можно будет судить позднее, скорее всего, их эффект окажется «меньше, чем десять лет назад». По его словам, за последние 10 лет доля российского импорта из стран Евросоюза снизилась с 38,3% до 34,2%, а доля импорта РФ из Китая наоборот выросла с 15,7% до 21,4%.
Директор Европейского центра международной политической экономии Дэвид Хениг высказался о серьезных последствиях, которые скажутся в долгосрочной перспективе.
«Однако я подозреваю, что это будет способствовать развитию некоторых тенденций, которые мы уже наблюдаем, таких как устойчивость цепочки поставок и дальнейшее дробление правил ВТО с передачей контроля ЕС и США, которые, в частности, усилят свои версии этих правил», – отметил Хениг.