Один из мировых лидеров морских контейнерных перевозок, датская компания Maersk временно прекратила прием заявок на перевозки медицинских и гуманитарных грузов, а также продовольствия в Санкт-Петербург, Калининград и Новороссийск и в обратную сторону, сообщила пресс-служба компании. Ранее Maersk прекратила прием заявок на перевозку обычных грузов. РБК Петербург выяснил, как скажется решение датской компании на российских рынках товаров, в том числе, «гуманитарных».
По мнению члена правления НП «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС» Юрия Ковалева, последствия для разных групп товаров будут разными. На доставку лекарств в Россию решение Maersk практически никак не отразится, утверждает эксперт, поскольку она на них не специализируется. Кроме того, морскими контейнерами лекарства возят крайне мало. Серьезнее то, что Maersk обеспечивает значительную долю российского рынка замороженных продуктов, а также овощей и фруктов. Если для замороженных продуктов (мяса, овощей, рыбы и др.) ситуация еще не столь критична (они могут «подождать» возобновления перевозок или перегрузки на суда других операторов), то скоропортящиеся овощи и фрукты ждать не могут.
Особенно пострадают поставки бананов — не менее половины объема этих фруктов на российском рынке доставляет именно датский перевозчик. «Товарные запасы «скоропорта» в сетях скоро закончатся, и пока логистику не поменяют, мы не будем их получать в полном объёме. Это может продлиться примерно месяц», — считает Юрий Ковалев. Тем не менее, значения шага Maersk для общей продовольственной безопасности России пока не стоит преувеличивать, считает эксперт. К тому же, Maersk только приостанавливает заключение новых контрактов — его решение не окончательное, может быть отменено при улучшении ситуации на Украине, а ранее заключенные контракты компания старается добросовестно исполнять. Этому стремлению, впрочем, мешают действия таможенных органов разных стран, проверяющих грузы, которые направляются в Россию или из нее, в поисках подсанкционной продукции, что приводит к серьезным задержкам и высокой загруженности на перевалочных пунктах.
Maersk стал первой компанией, объявившей о фактически полном отказе в ближайшем будущем от перевозок в Россию (и из нее). Другие крупные мировые морские перевозчики — MSC, Ocean Network Express, Hapag Lloyd, CMA CGM — пока публично не заявляли об отказе в перевозках для России товаров первой необходимости, хотя тоже перестали принимать новые заказы на доставку обычных грузов. Китайские перевозчики по-прежнему возят грузы в Россию; доля этой страны на нашем рынке составляет около 25%.
Решение Maersk так громко прозвучало в силу особой открытости этой компании, считает Юрий Ковалев. Она публично комментирует каждое свое действие — в отличие от других перевозчиков, которые многие свои решения публично не объявляют, а сообщают только клиентам.