← Логистика, грузы

Рижский порт выживет при обороте в 9 млн т

Насколько конкурентоспособны порты Латвии в новых экономических реалиях? По мнению латвийского эксперта Людмилы Прибыльской, четыре года назад у Рижского порта была разработана программа сохранения устойчивости предприятия в условиях прекращения транзита. Согласно документу, без экспортных российских грузов в Риге останется 16 млн т местных грузов и потоков, которые напрямую не связаны с Россией. Неизвестна номенклатура, но подсчитано, что при этом объеме порт сохранит свою работоспособность. По мнению другого источника РЖД-Партнера, порт в состоянии сохранить свой баланс при грузообороте в 9 млн т.

Трудно прогнозировать, как сейчас будут развиваться события на железной дороге и в портах, потому что есть непонимание, какие грузы, откуда и куда направляются. Существует доля железнодорожных потоков, которые пока отправляются по инерции. Случаи с задержкой российских судов в портах единичны.

Все очевиднее, что, имея свои современнейшие порты на Балтике, Россия совершенно не нуждается в прибалтийских мощностях. Другое дело, что ввиду общей ситуации в энергетике и в периоды пиковых нагрузок может возникнуть необходимость прибегать к услугам портов Латвии, когда Рижский и Вентспилсский порты приходят российским экспортерам на помощь.

«Сейчас продекларированы отказы от российских энергоносителей. Но из Рижского порта может экспортироваться казахский уголь, он и едет, к слову, – полагает Л. Прибыльская. –  Из столичного порта может поехать и казахское зерно. В ситуации, когда цены на газ резко выросли, многие европейские энергетические компании думают о том, чтобы расконсервировать свои угольные электростанции. Это может вызвать скачок поставок в Европу. Но пока делать прогнозы очень сложно».

Эксперт считает, что перевалка в портах Латвии, скорее всего, сохранится на хорошем уровне. Но отмечет, что очень важно понимать, какие отношения будут с Китаем и ситуацией вокруг Тайваня. Потому что обострения могут вызвать сложности с доставкой контейнеров из Китая в Европу.

По мнению эксперта, пока что имеет смысл смотреть на динамику грузопотоков по железной дороге, ее сезонность, которая всегда присутствует, на ее конечные порты отгрузки. Осенью, например, были заторы направлением на Лиепаю. Но в данной ситуации понять, что поедет, куда и когда, – это шарада. Нам предстоит наблюдать в режиме реального времени, как она разгадывается.

Спустя некоторое время могут появиться новые варианты потоков как с экспортными, так и импортными грузами. Конечно, определенные логистические цепочки будут поломаны, причем сильно, и некоторые ресурсы станут недоступны. «Я считаю, что сейчас надо внимательно следить за сезонными трендами в грузоперевозках и смотреть, как они отличаются год от года, а также смотреть за трендами, которые были в доковидные времена, с 2019-го», – полагает эксперт.