← Логистика, грузы

Экономисты РАН назвали риски для рынка труда из-за санкций

Санкционный кризис несет в себе риски для развития человеческого капитала в России, и официальная безработица — не самый опасный из них. Новые вызовы для рынка труда и социальной сферы обсудили эксперты Института экономики РАН на круглом столе Центра политики занятости и социально-трудовых отношений и Центра экономической теории социального сектора, прошедшем 26 апреля . 

Российская трудовая модель устроена так, что в условиях кризиса официальная безработица необязательно критично возрастает: работодатели стараются избежать увольнений, вместо этого сокращая зарплаты. Такое мнение озвучила заведующая Центром политики занятости и социально-трудовых отношений ИЭ РАН Ирина Соболева. Схлопывание рынка труда при даже невысоком показателе безработицы будет выражено в том, что открывающихся вакансий в большинстве сфер станет меньше. Большие трудности с трудоустройством испытает молодежь, впервые выходящая на рынок труда, прогнозирует эксперт.

Росту неформальной занятости может способствовать то, что власти в качестве послабления для бизнеса ввели мораторий на проверки до конца 2022 года: их в том числе не проводит Роструд, выявляющий нарушения трудового законодательства. Ущемленный работник по-прежнему может подать жалобу на своего работодателя, но в условиях сокращения рабочих мест сотрудники будут вынуждены крепче держаться за рабочее место, а нарушения со стороны работодателей могут увеличиваться. Такой риск увидела старший научный сотрудник ИЭ РАН Стелла Долматова. 

Соболева отмечает и другое изменение в структуре спроса на труд — повышенную загрузку работников импортозамещающих предприятий и предприятий, работающих по оборонным заказам, при росте латентной безработицы и простоев на других предприятиях. При такой перекройке рынка труда традиционная модель поведения работодателей «сохранять кадры до последнего» будет тормозить структурную перестройку, считает она.

«Дополнительные меры финансовой поддержки, завязанные на сохранении занятости, следует применять с осторожностью. Это может стать антистимулом для необходимой структурной перестройки», — предупреждает Соболева.

По данным Росстата, на конец марта безработица в России осталась на уровне 4,1%, не изменившись по сравнению с февралем.

Несмотря на то что в пандемию произошел отток из России трудовых мигрантов, ранее прибывших из стран СНГ, эксперты пока не фиксируют нехватки рабочей силы. По оценке ведущего научного сотрудника ИЭ РАН Алексея Седлова, тот дефицит мигрантов примерно в 1,5 млн человек был погашен, в том числе за счет использования черных схем трудовых отношений.

По мнению Седлова, избыточная трудовая миграция в Россию генерируется двумя факторами — бедностью в странах Центральной Азии и низкими затратами на труд мигрантов для бизнеса. Среди фоновых условий для бесконтрольной дешевой трудовой миграции — либеральная миграционная политика государства, а также слабость профсоюзов, не способных отстоять право российских граждан на приоритет в трудоустройстве, достойные оплату и условия труда, полагает он.