Комитет Госдумы по бюджету и налогам и Счетная палата не поддержали законопроект об отмене системы «Платон», созданной для взимания платы за проезд большегрузов по федеральным дорогам. Ранее отрицательное заключение на проект документа представило и правительство
Комитет Госдумы по бюджету и налогам и Счетная палата не поддержали законопроект об отмене системы «Платон», которая создана для взимания платы за проезд большегрузов по федеральным автодорогам. Соответствующие отзывы опубликованы в электронной базе парламента.
Законопроект в середине марта внесли в Госдуму в середине марта депутаты партии «Справедливая Россия — За правду» и сенатор Ольга Епифанова. Отмена системы по взиманию платы за проезд большегрузных автомобилей «Платон» в первую очередь снизит издержки на транспортировку продуктов питания и будет способствовать сдерживанию роста цен на продовольствие и облегчит его поставки в российские регионы, говорилось в пояснительной записке к законопроекту. Авторы считают, что отмена системы «Платон» снизит нагрузку на доходы россиян, позволит быстрее преодолеть кризисные явления и восстановить экономический рост.
«Снижение издержек перевозчиков облегчит сохранение и возобновление логистических цепочек, что позволит российской экономике быстрее оправиться от санкционного давления и разрыва международных хозяйственных связей», — говорилось в пояснительной записке.
Счетная палата в своем отзыве указала, что такой подход приведет к возникновению выпадающих доходов федерального бюджета как от оплаты, так и от штрафов. В прошлом году доходы от сборов оплаты в системе «Платон» превысили 34 млрд рублей, а доходы от штрафов составили почти 3 млрд рублей, уточнила Счетная палата. Ведомство отметило, что в законопроекте не указываются источники компенсации этих доходов. О возникновении выпадающих доходов в случае принятия законопроекта говорит и Комитет Госдумы по бюджету и налогам.
При этом, по подсчетам Счетной палаты в среднем за один большегруз в год через систему «Платон» уплачивается около 21 300 рублей, «что не может рассматриваться как серьезный фактор увеличения издержек транспортных компаний, в том числе продуктов питания». Кроме того, отмена «Платона» может повлечь расторжение концессионного соглашения с оператором «РТ-инвест транспортные системы», что приведет к расходам бюджета на выплату компенсаций оператору, указывает Счетная палата.
Кроме того, 18 мая отрицательное заключение на проект представило правительство, которое, помимо выпадающих доходов бюджета, указало на сокращение финансирования «мероприятий, направленных на дорожную деятельность», а также отметило допрасходы на консервацию или утилизацию объектов системы взимания платы. По оценкам Минтранса, принятие законопроекта привет к образованию выпадающих доходов не менее 2,1 трлн рублей в год, отметило правительство. Кабмин также добавил, что на законопроект поступили отрицательные отзывы от властей нескольких регионов.
О том, что правительство может на полгода приостановить действие «Платона», в марте писали «Ведомости». Такой вариант поддержки экономики обсуждался, писала газета. По ее данным, инициатором этого шага стала национальная ассоциация грузового автотранспорта «Грузавтотранс». Ассоциация отправила письмо премьер-министру Михаилу Мишустину, в котором также попросила снизить цены на дизельное топливо, ввести мораторий на уплату транспортного налога и утильсбора для грузовиков, а также уменьшить размер штрафов за превышение веса фур.
Систему «Платон», которая собирает плату с грузовиков массой более 12 тонн за проезд по федеральным трассам, запустили в 2015 году. Тариф регулируется государством и ежегодно индексируется с привязкой к уровню инфляции.