На борту судна «Норбьерн« находятся два контейнера с критически важными грузами для обеспечения функционирования ФГУП «Государственный трест «Арктикуголь» и Генконсульства России на Шпицбергене, включая продукты, медицинское оборудование, строительные материалы и запасные части для транспортных средств.
Напомним, что ранее Норвегия отклонила заявку России на пропуск грузов для российских посёлков на архипелаге через единственный пропускной пункт на российско-норвежской границе «Стурскуг». Неделю назад норвежские грузовики забрали застрявшие на КПП «Стурскуг» грузы и перевезли в Тромсё, где 5 июля контейнеры погрузили на судно для перевозки к Шпицбергену по морю. Как сообщила в минувшую среду представитель МИД королевства Ане Хаавардсдаттер Лунде, задержка с транспортировкой была связана не с попыткой остановить поставки, а с санкциями ЕС.
По данным генконсула России на Шпицбергене Сергея Гущина, в дальнейшем грузы будут доставлять не российские, а норвежские перевозчики, которым не нужно на это разрешение властей.
Шпицберген расположен в Северном Ледовитом океане. Согласно Шпицбергенскому трактату, Россия наравне с Норвегией имеет право на хозяйственно-экономическую деятельность на архипелаге.
Трактат 1920 года установил суверенитет Норвегии над этой территорией, а государства — участники договора, к которым относится и Россия, получили равное право на эксплуатацию естественных ресурсов архипелага и его территориальных вод. В 1947 году парламент Норвегии признал, что СССР имеет особые экономические интересы на Шпицбергене. С 1991 года эти права перешли к России.