Завершающим этапом форума экологичного транспорта в стенах СахГУ провели круглый стол на тему реализации пилотных проектов по переводу транспорта на водородное топливо. Участники совещания обсудили существующие проблемы в развитии проекта и рассказали, как планируют с ними бороться. Спикеры круглого стола — руководители компаний, плотно взаимодействующие с проектами по развитию водородных технологий. Среди них присутствовали представители исследовательского центра имени Келдышева, Росатома, НОЦ "Север", Дальневосточной железной дороги и ООО "Центр водородных технологий".
Круглый стол на тему "Водородный транспорт: от реализации пилотных проектов к развитию" прошел в минувшую пятницу в стенах СахГУ на Компроспекте, 33. Участниками обсуждались проблемы создания инфраструктуры с нуля и развития водородных технологий в той обстановке, где о них пока мало кому известно. В общем проблемы, конечно, касались финансирования. По словам участников круглого стола, денежной поддержки нет ни от правительства, ни от инвесторов. Отреченность тех, у кого есть средства, объясняется тем, что проект по переводу транспорта на водородное топливо еще пока сильно "сырой", нет четкого понимания, как будут выглядеть и работать двигатели и заправки, еще много нюансов не проработано. Кроме того, водородная заправка обойдется пользователям гораздо дороже, нежели топливо, которое уже есть на рынке (бензин, газ, электрозаправки). Дороговизна водорода обусловлена тем, что науке пока еще не подвластно добывать и перерабатывать сырье для водородного топлива в оптовых объемах. А перерабатывать его, кстати, решили с помощью технологии плазменного пиролиза метана с использованием плазмотронов переменного тока мегаватной мощности (химический процесс разложения органических соединений при низких температурах). Есть и другие способы переработки, но этот оказался самым экономичным.
Однако, с другой стороны, водородные технологии освободят население от зависимости перед теми же нефтяными корпорациями и их условий. Водородное топливо будет добываться, перерабатываться и передаваться населению без затрат на транспортировку до материка и обратно, все будет находиться на острове. А основное положительное качество перевода транспорта на синее топливо — экологичность.
Вопрос с размещением заправочных станций тоже еще не решен. При создании пилотного проекта предусматривалось несколько вариантов размещения заправочных комплексов, но точного представления по сей день нет. Один из спикеров рассказал, что его подчиненные усердно стараются продумать этот вопрос максимально точно и безопасно для населения, чтобы не возводить в черте города взрывоопасное сооружение.
Тем временем коллеги из Росатома докладывают о готовом проекте сосуда для хранения и транспортировки водорода. Подразделение науки и инноваций презентовало метало-гибридный способ хранения. По словам докладчика, такой вариант компактен, безопасен, не требует дополнительного обслуживания и позволит разместить большее количество запасов водородного топлива в населенных пунктах. Кроме того, метало-гибридные баллоны обеспечат быструю заправку.
Дальневосточная железная дорога в силу того, что обошла электрификацию стороной и не пользуется какими-либо экологичными способами перевозки пассажиров, а по-прежнему заправляется дизельным топливом, должна как никогда быть заинтересована в подготовке парка локомотивов, работающих на водородном топливе. Об этом сказал сам руководитель Дальневосточной железной дороги.
Представитель НОЦ "Север" сообщил о том, что НОЦ "Крым", несмотря на то, что отказался вкладываться в генерацию солнечной энергии, заинтересован в водородных технология. Тем самым участник заострил внимание в своем выступлении на том, что в развитии водородных технологий заинтересованы НОЦы всего мира.
Спикеры круглого стола также коротко перечислили ближайшие шаги в развитии водородных технологий. В ближайшее время компании собираются адаптировать топливо и заправки под особенности почвы, убедить акционеров на российском рынке в том, что водородное топливо — это прорыв в науке и экологии и, конечно же, перевести междугородний транспорт на водородное топливо.
Слово дали и аудитории, но вместо вопросов прозвучало мнение заинтересованного слушателя. Мужчина рекомендовал участникам круглого стола не разбрасывать по городам кучу заправок, а пока провести эксперимент лишь на каком-нибудь небольшом населенном пункте. Со временем бы на российском рынке акционеры бы сами увидели толк в водороде, считает активист. Модератор согласился с предложением человека из зала и добавил, что хотел бы в образе "небольшого водородного городка" увидеть Холмск.