← Автосервис, запчасти, шины

«Белшина» намерена занять половину белорусского рынка

Санкции вынуждают белорусских производителей не только пересматривать планы по экспорту продукции, но и активнее замещать те товары, которые раньше страна покупала за границей, а ОАО «Белшина» одним из первых среди крупных белорусских предприятий в прошлом году разработало стратегию развития на ближайшую пятилетку и одобрило ее в правительстве. В компании уверяют: в деятельности наметились наилучшие показатели за последние десять лет, и  сегодня «Белшина» работает над несколькими инвестпроектами, которые позволят выйти на максимальную производственную мощность.

На внешних рынках, как говорит начальник управления маркетинга ОАО «Белшина» Андрей Каноник, стратегия предприятия в этом году существенно не меняется. Основным потребителем продукции остается Россия. Объемы, поставлявшиеся в Украину, уже перенаправлены на другие рынки.

По расчетам специалистов предприятия, эффективно продавать легковые шины можно в радиусе 3 тыс. км, грузовые и сельхозшины — 4,5-5 тыс. км, а крупногабаритные и сверхкрупногабаритные — по всему миру. К такой работе «Белшина» «давно приспособилась».

«Несмотря на сложности с логистическими цепочками, снижения экспорта мы не допустили. Наоборот, по итогам полугодия уже понятно, что в деньгах экспорт вырос на 20% к аналогичному периоду 2021 года», — рассказал Каноник.

В начале года много говорилось об уходе иностранных брендов с российского рынка, однако, как отмечают в белорусской компании, на практике новых возможностей для экспорта здесь пока не открылось. Так, начальник инженерно-технического центра «Белшины» Сергей Каюшников говорит, что и «особых уходов не видит» — остаются предприятия, которые продолжат выпускать продукцию, так что конкуренция на российском рынке сохраняется. «Я не ожидаю снижения уровня конкуренции. Учитывая спад в автопроме, ждать роста рынка в ближайшие два года не приходится, — прогнозирует Каюшников.

В этой ситуации «Белшина» рассчитывает увеличить присутствие на российском рынке за счет инструмента «цена/качество». По мнению Каноника, сейчас в сегменте грузовых шин появились новые возможности, также «Белшина» полностью загрузила заказами завод сверхкрупногабаритных шин. В легковом сегменте доля «Белшины» на российском рынке сохранится на уровне 4% «с небольшим ростом».

«Белшина» также работает над освоением премиального сегмента, а решение о производстве новых продуктов в другом ценовом диапазоне в компании принимали с учетом мнения дилеров, потребностей самого предприятия и рекомендаций консультантов компании Ernst & Young, участвовавших в разработке стратегии предприятия. Первый опыт работы в премиальном сегменте «Белшина» получила в совместном проекте с заводом «БелДжи». В 2017 году по его заявке для автомобилей Geely Emgrand X7 и Atlas предприятие выпустило три типоразмера шин линейки Astarta SUV. В декабре 2020 года для комплектации автомобиля Geely SX-11 поставлялись всесезонные шины Artmotion All Seasons.

«Мы поняли, что можем работать более эффективно, если зайдем в высокий ценовой сегмент. Производственники и технологи подтвердили, что можно делать шины более высокого класса, удовлетворяя всем качественным характеристикам премиального сегмента», — рассказал Каюшников.

Отмечается, что требования у автопроизводителя были высокими, а первые премиальные шины были созданы как аналог продукции глобальных компаний — лидеров мирового рынка. Однако у автозавода требования оказались еще выше: чтобы попасть в комплектацию, белорусские шины должны были опережать конкурентов по техническим характеристикам.