Правительство РФ утвердило повышение утилизационного сбора на спецтехнику, ряд грузовиков и полуприцепы с 1 января 2023 года. Индексацию объясняют необходимостью устранить ценовое преимущество импортной техники по сравнению с отечественной. Как поясняет «Коммерсантъ», утильсбор, например, на новые полуприцепы, которые в том числе используют транспортные компании, вырастет более чем в шесть раз.
Минпромторг заявляет, что индексация необходима для «выравнивания рыночной стоимости иностранной и российской продукции». «В результате нарушения сложившихся логистических цепочек, а также роста курса рубля отмечается значительный рост импорта некоторых категорий автомобильной, специализированной самоходной и прицепной техники – подчеркивают в министерстве. – В обозначенных условиях стоимость импортной техники стала ниже стоимости продукции российских производителей».
Как указывает «Коммерсантъ», ссылаясь на постановление, утильсбор на новые полуприцепы вырастет более чем в шесть раз – за счёт увеличения коэффициента для его расчёта с 0,64 до 4.
Сейчас размер утильсбора на новые полуприцепы составляет 96 тыс., но с 1 января тот вырастет до 600 тыс. руб. за счёт индексации. С предложением о повышении сбора для прицепной техники в таком объёме в июне выступал «Росспецмаш». Более того, аналогичное повышение закладывалось и в 2021 году, но было отвергнуто после активного сопротивления транспортных компаний, которые ссылались на риски роста цен на продукты. Тогда кроме полуприцепов одновременно обсуждалась индексация сбора на все грузовики, включая тягачи, на 25%.
На этот раз тягачей индексация не коснулась. Однако утильсбор вырастет для грузовиков массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, а также автосамосвалов аналогичной полной массы – на 35% по обеим категориям.
Среди спецтехники повышение коснётся, например, бульдозеров – до 74%.
При этом рост не затронет сегмент до 100 л. с., где, по данным на 2021 год, когда также обсуждалось повышение утильсбора, доля российских производителей была нулевой.
Также сбор вырастет для:
- катков – до 5,2 раза (максимально в сегменте менее 40 л. с.);
- фронтальных и вилочных погрузчиков – до 2,2 раза (для машин мощностью от 250 л. с. до 300 л. с.);
- гусеничных тракторов – до 4,9 раза (в сегменте от 100 л. с. до 200 л. с.);
- грейдеров – до 2,8 раза (в сегменте от 100 л. с. до 140 л. с.).
В 2021 году так и не принятое повышение сбора предполагало индексацию до трёх раз, которая затем частично корректировалась. То есть нынешняя версия по спецтехнике отличается, но по оставшимся в ней категориям – в большую сторону (например, по грейдерам).
Издание отмечает, что часть отечественных компаний традиционно говорит о задержках по субсидиям, которыми де-факто компенсируется утильсбор локальным игрокам, и повышенных финансовых рисках. Кроме того, правительство в сентябре опубликовало распоряжение, согласно которому была одобрена кредитная линия на 120 млрд руб. с субсидируемой ставкой «Автодор-лизингу» «на приобретение приоритетной импортной продукции» с широким списком дорожно-строительной техники.