Долгосрочные ставки морского контейнерного фрахта в ноябре 2022 года резко снизились по сравнению с предыдущим месяцем, поскольку низкие спотовые цены, слабый спрос и сохраняющаяся экономическая неопределенность повлияли на контрактные контейнерные соглашения. Последние данные индекса судоходства Xeneta (XSI®) указывают на то, что мировые тарифы упали на 5,7%, при этом во всех основных коридорах наблюдаются негативные тенденции импорта и экспорта. Ставки снижаются третий месяц подряд, но это самое большое снижение по сравнению с предыдущим месяцем, зафиксированное с момента запуска XSI® в 2019 году.
«Падение долгосрочных ставок неудивительно, но масштаб этого демонстрирует проблемы, с которыми сталкивается отрасль в настоящее время», — заявляет Патрик Берглунд, генеральный директор Xeneta.
Берглунд говорит, что снижение потребительского спроса ставит перевозчиков в положение, когда они сейчас «борются за объемы» после более чем двухлетнего высокого спроса, перегруженности цепочки поставок и недостаточной пропускной способности.
«Мы уже видели, как спотовые ставки рухнули с лета, — комментирует он. — И после нескольких месяцев очень незначительного снижения долгосрочных ставок мы сейчас наблюдаем «наверстывание упущенного», поскольку истекает срок действия существующих соглашений и вступают в силу новые контракты».
«Я думаю, что XSI® этого месяца дает признак изменения фундаментальных показателей рынка. Средние тарифы сейчас падают, что знаменует конец рекордных кварталов, которые мы почти привыкли видеть у ведущих перевозчиков. По мере приближения к 2023 году сегмент, который так часто является залогом глобального экономического благополучия, ожидают бурные воды».
Несмотря на негативные показатели, Берглунд указывает на то, что рынок падает с максимума. По его словам, глобальные показатели по-прежнему выросли на 67,2% по сравнению с ноябрем 2021 года, хотя это первый месяц с октября 2021 года, когда индекс вырос менее чем на 100% в годовом исчислении.
«Трудно понять, как спад будет остановлен в краткосрочной и среднесрочной перспективе, — комментирует Берглунд. — Продолжающаяся политика Китая по борьбе с COVID означает, что большая часть страны в настоящее время находится в той или иной форме карантина, в то время как в США и Европе ожидаемый пиковый сезон для грузов не начался, учитывая тревожные макроэкономические показатели».
«С положительной стороны, замедление перевозок, вызванное заторами, уменьшилось как в США, так и в Европе. Однако многие европейские порты по-прежнему перегружены, поскольку грузоотправители все чаще используют их в качестве хранилища для товаров, которые им в настоящее время не нужны из-за снижения спроса».
В настоящее время Xeneta прогнозирует дальнейшее падение ставок в новом году, в результате чего, по мнению аналитиков компании, объемы могут сократиться на 2,5% или более. В связи с ожидаемым ростом мирового контейнерного тоннажа команда из Осло также считает, что количество простоев увеличится, и ожидается, что простаивающий тоннаж превысит 1 млн TEU.
Берглунд заключает: «После такого длительного и сильного периода роста тарифов ясно, что 2023 год ознаменуется гораздо более тяжелыми временами для мирового сообщества перевозчиков. Время покажет, насколько они окажутся сложными».