Нынешний год для белорусских грузоперевозок отметился кардинальными переменами. Отлаженные схемы и логистические цепочки разрушились одна за другой из-за санкций, новые строятся спешно, но не так быстро, как хотелось бы. Международная биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU провела опрос среди своих пользователей из Беларуси. Перевозчики и грузоотправители подвели своеобразные итоги санкционного года. Выяснилось, что 42% опрошенных приспособились, 46% — «на грани».
Только 8% участников опроса заявили, что сохранили бизнес (работу) и стабильный доход. Ещё 42% к концу года приспособились к ситуации, несмотря на трудности. Большинство же, 46% респондентов, настроены менее позитивно и не исключают, что поменяют сферу деятельности. Пока им удалось сохранить бизнес, но он находится «на грани выживания». Для 4% опрошенных год ознаменовался крахом дела в логистике. Никому из участников опроса не удалось открыть перспективы, развить бизнес и увеличить доход.
«Год действительно выдался непростым, и сохранение бизнеса и уровня дохода на стабильном уровне — можно уже считать успешным результатом. В условиях санкций потребовалась кардинальная перестройка логистических процессов и важнейшую роль в этом сыграли среднеазиатские республики и страны Закавказья. В выигрыше оказались те компании, которые смогли выстроить работу на этих маршрутах», — отметила директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко.
Новые направления и схемы доставки грузов, благодаря которым продолжение перевозок стало возможным, связаны именно с этими регионами. В 2022 году рост спроса на перевозки в такие страны как Казахстан, Турция, Грузия, Армения увеличился кратно. По мнению Татьяны Солдатенко, это не предел. Однако, увеличению грузопотока со Средней Азией и Закавказьем мешают локальные логистические проблемы. В частности, недостаточно высокое качество придорожной инфраструктуры и сервиса, сложности с документооборотом, оплатами.
«Надо понимать, что это не тот уровень логистики, к которому привыкли белорусские компании, для которых долгое время основным направлением в работе были страны Евросоюза. Но надо отдать должное и странам Средней Азии и Закавказья: они серьезно настроены упрочить свое положение на арене мировой логистики и оперативно решать возникшие проблемы», — отметила эксперт.